Платон – это система взимания платы с автомобилей, чья масса превышает 12 тонн. Она создана для возмещения причиняемого вреда дорогам общего пользования.
Основные данные:
· С 1 февраля плата составляет 2,34 руб. за 1 км;
· Система охватывает протяженность дорог около 51 тыс. км;
· Впервые система была запущена 15 ноября 2016 года.
Объекты и элементы системы:
· Центры информационной поддержки пользователей;
· Система мобильного контроля;
· Интернет-сайт;
· Бортовые устройства;
· Центр управления и мониторинга, включая центр обработки данных;
· Геоинформационная система и автоматическая система расчетов;
· Система стационарного контроля;
· Колл-центр.
Цель данной системы заключается в удержании платы с автомобилей с массой более 12 тонн в Федеральный бюджет для последующего поддержания и ремонта дорог общего пользования, а также улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры.
Принципы работы системы:
· Авансовая схема платежей или постоплата: внесение платы осуществляется владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в режиме постоплаты, исходя из утвержденного Правительством Российской Федерации размера платы.
· Оплата за фактически пройденное расстояние: владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы: оформление разовой маршрутной карты; использование бортового устройства. Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут. При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора). Внести деньги на расчётную запись можно через личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.
· Использование спутниковых навигационных систем: позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
· Мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн: контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля: рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги; мобильный контроль – автомобили со специальным оборудованием).
· Вынесение Ространснадзором постановлений об административных нарушениях за движение по федеральным дорогам без внесения платы с автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн: центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора на основе автоматической фото- и видеофиксаций выявляет нарушителей на федеральных трассах для вынесения постановлений об административном правонарушении.