На днях произошло вполне себе прецедентное событие: в Петербурге некая интересная дама, которую в СМИ назвали бабушкой и пенсионеркой...
... ну так вот, эта дама прогоняла с детской площадки детей с аутизмом под предлогом того, что они якобы пугают её внучку. При этом дама кричала, что у детей с особенностями должны быть специальные площадки с "карантинами".
Разразился скандал. СМИ шумят, соседи дамы негодуют, Следственный комитет проводит проверку, ну, и так далее.
По сему случаю выскажу крамольную мысль (я никогда не боялась и не боюсь озвучивать непопулярные мысли - должен же кто-то говорить правду!): я не в восторге от наглых дамочек, возомнивших себя хозяевами жизни, но тем не менее считаю, что для детей с особенностями действительно нужны специальные если не площадки, то школы.
А поскольку сейчас у нас в этих самых интернетах ОЧЕНЬ много так называемых поклонников СССР, родившихся в 1990 году и рассказывающих, как хорошо им жилось в советской стране, я поведаю, как с этим делом обстояли дела в СССР.
Так вот: в СССР детей с любыми особенностями отправляли в специализированные учебные заведения. Приведу несколько примеров из личного жизненного опыта, так сказать.
Был у нас на раёне во дворе один пацанчик по имени Игорь, который не говорил. Что с ним было не так, я не знаю - глухонемым он не был, слышал нормально, а вот говорить не говорил. Ну то есть как не говорил - какие-то звуки, напоминающие речь, он издавал, и его родные - отец, мать, бабушка, старшая сестра (кстати, с сестрой всё было в порядке) - его даже понимали. Но вот посторонние люди разобрать, что он там бормочет, не могли. Мать долго водила Игоря по логопедам, но они ничего сделать не сумели, и в итоге пацана пришлось отдать в специальную-школу интернат.
А ещё была у нас пожилая соседка, а у той соседки - не то внучатая племянница, не то внучка племянницы Наташа. Эта Наташа была слабовидящая - не слепая, но с такой сильной близорукостью, что в обычную школу, где чуть ли не в каждом классе были свои очкарики, её не взяли. Девочку тоже пришлось отдавать в специальную школу.
А в школе у нас имелась училка, у которой было трое детей, и все глухонемые. Как так вышло, неизвестно - сама училка была совершенно нормальная и с отлично подвешенным языком, муж её тоже, а вот её дети получились такими. Разумеется, все они учились в специальной школе-интернате.
При этом обращаю внимание ещё на такие нюансы. В прекрасном СССР никто особо не спрашивал родителей, хотят они отдать ребёнка в спецшколу, или нет. Разумеется, большинство родителей и так понимало, что их ребёнок с особенностями должен обучаться в специальной школе. Но если кто этого не понимал, права качать и кричать "мой ребёнок такой как все" им не давали: просто медкомиссия, которую все советские дети проходили перед поступлением в школу, выносила вердикт: в обычной школе учиться не может, и - всё.
Нюанс второй. Спецшкол по понятным причинам было мало - не знаю точно сколько, но думаю, что по 1-2 школе каждого типа (одна для глухонемых, одна для слабовидящих, парочка для... эээ... ну, для детей с низким интеллектом, и т.д.) на весь город или даже на город и область. Поэтому, чтобы детям с особенностями не приходилось ежедневно тратить час-два на дорогу в школу и обратно, при спецшколах были интернаты. Дети жили и учились в них целую неделю, и домой приезжали только на воскресенье (да, в советские времена в школах была шестидневка) и на каникулы. Родители, не желавшие отдавать ребенка в интернат, шли на хитрости: так, семья упомянутой выше Наташи совершила обмен: обменяла свою квартиру на равноценную в другом районе - а именно в том, где была школа для слабовидящих.
Вот такая была при СССР система. Результаты она давала неплохие: например, пацанчик Игорь после года пребывания в интернате начал шпрехать почти нормально. Правда, в интернате его научили не только говорить, но ещё и нехорошим словам, а также рассказали в подробностях, откуда берутся дети, но то такое....
Какой из всего вышеизложенного мы сделаем вывод? А такой: в СССР понимали, что дети с особенностями должны обучаться в особенных школах. Почему? Это же очевидно:
- только спецшкола, где есть специальные педагоги-дефектологи, сможет наиболее эффективно обучить ребёнка с особенностями и социализировать его, насколько это возможно. А вот если в обычный класс, где сидит схватывающий всё на лету отличник Ваня Петров и тугодум и двоечник Петя Сидоров посадить ещё и ОСОБЕННОГО Васю Пупкина, то страдать будут все: и обычные дети, и учителя, и бедный Вася.
- дети быстро обучаются плохому. Если особенный Вася во время урока... ну, не знаю, допустим, снимет штаны и будет бегать по классу (а подобные случаи бывали), другие дети начнут ему подражать.
- дети жестоки, и могут начать травлю так называемого особого ребёнка.
Так что, повторяю, я - за обучение особенных детей в специализированных школах. Увы, у нас пошли по западному пути - ИНКЛЮЗИЯ, блин (шо за слово дурноватэ!)... Очень, очень жаль.
Может, пора начать осторожно избавляться от навязанных нам Западом благоглупостей?