С этим типом работодателя я впервые столкнулся в 1993 году. Босс ещё не был испорчен рыком. Как всякий советский человек, он категорически не желал славы циничного эксплуататора трудового народа. Следуя примеру уже исчезнувшего государства, он (назовём героя А.А.) старался компенсировать маленькую зарплату большой заботой.
На вопрос о деньгах отвечал: «Чебурашка, зачем вам деньги?»
- Так еду бесплатно не дают.- Пытался доказать своё право на зарплату «чебурашка».
- Ты кушать хочешь? – конкретизировал потребность босс.
- Да.
- Давай я тебя покормлю.
- У меня семья!
- Куплю продукты.
- А что делать с квартплатой?
- Принеси квитанцию. Я оплачу!
- Но мне на работу через весь город ехать. Транспорт бесплатно не возит!
- Давай билетики. Компенсирую. Видишь, чебурашка: любую проблему можно решить без денег.
При этом, на функционирование компании средства выделялись мгновенно и без дискуссий.
У меня была уже довольно взрослая, семилетняя «восьмёрка» 1986 года рождения. Как и положено «Ладам» к этому возрасту начали появляться проблемы с аккумулятором, стартером, но, в первую очередь, с карбюратором.
Поскольку автомобиль использовался в качестве служебного транспорта, его состояние А.А. живо интересовало. Мне порой казалось, что моя смерть босса огорчила бы меньше, чем серьёзная поломка автомобиля. Увидев, как я мучаюсь с машиной, он задал простой вопрос : «Чебурашка, почему не отремонтируешь?»
- Так, зарплата…
- Сколько нужно? – и требуемая сумма была выделена в тот же день.
Словом, коллектив находился в постоянном режиме коммунистического субботника. Причём, как и положено на субботнике, мы занимались всем.
Освобождая место под выставочный зал, перемещали компьютеры с первого этажа здания проектного института на третий. Те, кто представляет себе прогулку в лифте с системными блоками и мониторами, не знают: как далеко шагнул технический прогресс. Системные блоки весили под полтонны, стояли на бетонных фундаментах и в лифт не помещались. Поднимая эти «кубики» по ступенькам, мы использовали технологии древних египтян: мышечная сила, верёвки и доски в качестве полозьев.
Строительство, ремонт и вынос мусора. С восьми утра до восьми вечера. Мы были молоды. Все бывшие спортсмены. Потому работа утомляла, но не убивала.
Когда выставочный зал был готов к принятию выставочных образцов, выяснилось, что станки с ЧПУ, которым это помещение предназначалось, никому не нужны. Заводы умерли, а левши-надомники и финансово бы эти махины не потянули, и разместить их в своих гаражах и квартирах не смогли.
А дальше пошла торговля всем. От молока до яиц. От шпингалетов до противогазов. Один из них до сих пор болтается у меня на шкафу.
Войти в рынок менеджером по продажам у меня не вышло. Свою торговую деятельность я завершил, подставив А.А. По наводке одного моего воспитанника мы привезли КАМАЗ импортного мыла из далёкого сибирского городка. Мыло оказалось индийским. С омерзительным дустовым амбре. Несмотря на дефицит всего, продать его не удавалось даже как специализированное средство против блох для мытья загулявших животных. Я не о мужиках-любовниках. Я о собаках – любителях гонять по грязным лужам в весенне-осенний период.
Нужно отдать должное А.А.: отпустил меня без скандала. Хотя мыло лежало на складе ещё три года, обросло легендами и было скинуто по бартеру куда-то в Центральную Россию, не то за цемент, не то за металл. Подробностей не знаю.
Сталкивался я с А.А. и позже. Выполнял несколько разовых заказов. И вот, что характерно: и спустя 10-15 лет зарплату «чебурашки» получали с большим скрипом. Топ-менеджмент жил неплохо, но без излишеств. Сам А.А. перемещался на «Лексусе», купленном у официального дилера.
Но при этом тащил безумно дорогой социальный проект, из года в год теряя на нём не один миллион. А.А. финансировал крупное спортивное мероприятие от одного кризиса (1998 г)до другого (2014 г). Привозил ведущих спортсменов. Победителей награждал автомобилями. После 2014 года передал мероприятие городу. Оно сохранилось в календаре соревнований, но сильно потеряло в имидже.
И вот, что интересно: несмотря на моё тотальное безденежье в период работы на А.А. и унизительное «чебурашки», у меня нет по отношению к нему негатива. Возможно потому, что он сам пахал как бульдозер, не гнушаясь никакой работы. А может быть потому, что в нём горело ещё то, советское: не просто заработать бабла, а создать нечто новое, интересное, значительное, не бумажно-отчётное, а реально работающее, чем можно гордиться.
А вам такие встречались?
Уважаемые читатели, приобретая мои книги, вы поддерживаете и автора и блог. Спасибо, вам!
Работодатель. Майор Дуб. Увольнение
Работодатели. Преданный инструктор