***
Позвольте вам отомстить! Ещё один джон-уик-боевик.
(Аға, 2021, Казахстан)
И вправду, логично: если в природе уже существует "Русский рейд", то почему бы не быть и казахскому "Джону Уику"? Тем более, что снимать боевое кино наши южные соседи умеют неплохо и на вполне современном уровне.
Итак, если верить режиссёру/сценаристу Фархату Серкебаеву, в Японии есть Якудза, в Китае Триады, в Корее... тоже вроде бы что-то, а в казахском г. Павлодар есть Жузы. По крайней мере в "Ага" под этим словом подразумеваются лишь преступные кланы. Чьи старейшины собираются иногда на пафосный сходняк с целью что-нибудь порешать или кого-нибудь порешить.
С последним вопросом разбирались так называемые "мечи Жуз" - крутые мокрушники, умеющие по джоно-уиковски совмещать пистолетную стрельбу с единоборствами и умением строить зверское лицо.
Вот только киллер Бахытжан по кличке Баха (Мурат Бисенбин, очень похожий на молодого Кена Ватанабе) уже давно ничего не совмещал, поскольку ушёл в отставку и жил в горах отшельником. Где из "меча" Жуз превратился в адепта ЗОЖ - каждое утро бегал кроссы, радостно приветствуя рассвет и всех окрестных чабанов с их отарами.
А пока Баха рвал свои кеды о скалы, в Павлодаре подрастал его любимый племянник. Чей отец тоже был когда-то "мечом", но в одной из разборок он, себе на горе, недокрутил "ган-кату" и отправился в киллерскую Вальгаллу. Успев всё же перед смертью попросить Баху приглядывать за его осиротевшим сыном, пока тот не вырастет.
И вот пацанчик вырос и даже захотел жениться. Но не тут-то было, ведь на его невесту так некстати положило глаз мажористое дитятко одного из "паханов" Жуз по имени Сакен. Который не то, что берега попутал - похоже, он сроду их никогда не видел. Поэтому просто взял и забил своего соперника в любви бейсбольной битой прямо на улице. А потом над его трупом надругался так, что даже бывалые жузовцы дружно сделали фейспалм и сказали: "Не, малец, это ты зря - при Назарбаеве у нас такой фигни не было!".
Разумеется, что когда скорбная весь дошла до Бахи, он тотчас скинул свои спортивные "треники" и кеды, облачился в строгий костюм, достал ассасинские гаджеты, завёл свой четко-пацанский "мерс" и поехал в Павлодар. Вершить правосудие и стильно мочить всех, кто встанет между ним и его главной целью Сакеном, неважно, кто они - хоть подзаборные гопники, хоть авторитеты Жуз...
...Впрочем, к "стильности мочения" по версии режиссёра Серкибаева есть кое-какие вопросы.
Видно, что он не раз пересматривал и "Джона Уика", и "Рейд", откуда тщательно срисовывал постановочные приёмчики тамошнего экшена. И в принципе для дебютного фильма Фархат отобразил их на экране сносно, кабы не два "но".
Первое: драк в "Ага" явно маловато. Что конкретно для такого сюжета большой минус, ведь давно известно: чем больше в нём зрелищных драк, тем меньше зритель обращает внимание на вторичность и примитивизм самой "боевиковой" истории.
Здесь же весь экшен смещён во вторую её половину, отчего "раскачивающаяся" первая выглядит явно затянутой. Тем более ничего такого, на что было бы интересно посмотреть, в "триадах" Павлодара и их внутренней "кухне" нет. Кроме их национальных халатов и шапок, разве что.
И второе: все побоища здесь ну очень уж медлительные.
В то время, как в "Рейде" и "Джоне Уике" не щадят ни каскадеров, ни оператора, в "Ага" все они двигаются, словно увальни, без резких и жестких ударов. Включая и главного героя. Увы, но в какой бы хорошей физической форме ни был Мурат Бисенбин - а видно, что в свои 48 лет мужик он ещё спортивный, - здесь он двигается слишком уж тяжело и скованно. А ногами лучше бы и вовсе не бил, поскольку выглядит это и вовсе бестолковым дрыганьем.
***
В общем, и тем не менее казахскую попытку снять боевик в модном стиле Стахельски / Эванса следует засчитать. Музычка опять же у Серкибаева на протяжении всей картины играет отменная - хороший экскурс в мелодии и ритмы современной казахской "эстрады".
Да и все недостатки "первого блина" Фархата не фатальны и при грамотной работе над ошибками устранимы. Главное, кое-каким азам боевикового искусства он у своих "учителей" научился, а опыт - дело уже наживное.