Найти тему
Вахтенный начальникЪ

Фолкленды - острова раздора: "Мы вернемся!"

Из истории притязаний разных стран мира на право обладания далеким архипелагом в Южной Атлантике

Фолклендские (Falkland Islands), как их называют англичане, или Мальвинские (Islas Malvinas), как их называют аргентинцы, острова – это группа островов, находящихся в юго-западной части Атлантического океана и включающая в себя два крупных, Фолкленд Восточный (Соледад, площадь 6682 кв. км) и Фолкленд Западный (Гран-Мальвина, площадь 5279 кв. км), и около 200 мелких островов.

По занимаемой площади (около 12 тыс. кв. км) данный архипелаг является вторым в районе побережья Южной Америки после Огненной Земли.

На момент начала аргентино-британского конфликта 1982 года население Фолклендских островов составляло около 1800 человек, в основном метисов и шотландцев. Административный центр – город Порт-Стэнли (аргентинцы именуют его Пуэрто-Архентино), там же находятся морской порт и аэропорт.

Аргентинская армия готова хоть завтра снова идти в бой за интересы страны (Фото со страницы СВ Аргентины в Facebook)
Аргентинская армия готова хоть завтра снова идти в бой за интересы страны (Фото со страницы СВ Аргентины в Facebook)

Дейвис против Магеллана

Впервые о неизвестных ранее европейцам островах в 1592 году в британское адмиралтейство донес известный английский мореплаватель Джон Дейвис, который обнаружил их во время своего плавания в 1591-92 годы.

Дейвис наиболее знаменит тем, что в период с 1585-го по 1587 год совершил три плавания в поисках Северо-западного арктического прохода, в ходе которых в том числе открыл пролив между островами Гренландия и Баффинова Земля (последний принадлежит Канаде) – назван его именем (пролив Дейвиса).

Интересно, что аргентинцы, оспаривая первенство в открытии островов, утверждали (а некоторые делают это и по сей день), что первыми из представителей Старого Света архипелаг открыли едва ли не их соотечественники – испанские мореплаватели.

Правда вот каких-либо документальных подтверждений этому, или даже хотя бы одного имени этих «мореплавателей» аргентинцы представить не могут.

Ряд других историков озвучивает первенство в открытии островов за известным мореплавателем Фернаном Магелланом (его настоящая португальская фамилия – Магальяйнш; португ. – Magalhaes, испан. – Magallanes).

Утверждают, что он мог стать первым из европейцев, увидевших острова, во время первого в истории человечества кругосветного плавания.

В 1519-1521 годы он руководил испанской экспедицией по поиску западного пути к Молуккским островам.

Обогнув во время плавания Южную Америку, он открыл пролив (назван его именем) и вышел в Тихий океан (1520 год), затем достиг Филиппинских островов, где и был убит в схватке с местными жителями (плавание завершал уже Хуан Себастьян Элькано, обогнувший с юга Африканский континент).

Авианосец "Инвинсибл" возвращается домой с победой. 1982 г. (Фото Royal Navy / © Crown copyright / Open Government License / www.defenceimagery.mod.uk)
Авианосец "Инвинсибл" возвращается домой с победой. 1982 г. (Фото Royal Navy / © Crown copyright / Open Government License / www.defenceimagery.mod.uk)

Однако утверждение аргентинцев по поводу первенства Магеллана пока не имеет никаких документальных подтверждений.

Маршрут его плавания достаточно хорошо известен и изучен географами и историками, которые практически в один голос говорят о том, что мореплаватель вел свой отряд вдоль Южной Америки очень близко к береговой черте, в пределах визуальной видимости.

Косвенным свидетельством этого является составленное Магелланом достаточно подробное описание этой части побережья континента, открытие им множества рек, заливов и бухт.

Поэтому он просто физически не мог «заметить» или «увидеть» острова, которые находятся на расстоянии не менее 520 км от ближайшей точки Южной Америки.

Также не найдено документальных подтверждений того, что острова могли быть обнаружены взбунтовавшимся экипажем судна «Сан-Антонио», который в процессе поиска прохода в западном направлении потерял остальные корабли флотилии Магеллана из виду и вернулись самовольно в Испанию, обвинив Магеллана в предательстве.

Так что все подобного рода изыски – фактически чистой воды профанация.

Через почти сто лет после Джона Дейвиса, в 1690 году, воспользовавшись его описанием, на острова высадился по пути в Чили другой подданный Ее Величества – капитан Джон Стронг.

Последний подробнее описал их, составил первую карту архипелага и присвоил им первое название – Фолклендские острова (первоначально капитан Стронг дал проливу имя Falkland Sound или Фолклендский пролив, а уж затем окрестил так и острова).

Название «Фолклендские» было дано британским мореплавателем в честь исполнявшего в то время обязанности Первого лорда Адмиралтейства Соединенного Королевства.

Причем что интересно, исключительные права на этот маленький архипелаг не заявляла ни одна из совместно эксплуатировавших (точнее – колонизировавших) его с 1764 года сторон: ни британцы, ни французы, ни испанцы.

Правда аргентинцы еще до начала конфликта 1982 года утверждали, что Фолклендские острова были закреплены за Испанией согласно Утрехтскому мирному договору от 1713 года между Великобританией, Испанией и Францией (точнее – это целый ряд мирных договоров, заключенных в голландском городе Утрехт между несколькими странами, боровшимися за Испанское наследство).

Согласно Утрехтскому миру 1713 года, земли в Южной Америке, в том числе и эти злополучные острова, были отданы под испанскую корону.

Основным результатом войны за Испанское наследство при этом считается усиление английского морского и колониального могущества. Кстати, по окончании данной войны Великобритания получила от Испании так называемое «асьенто» (от испанского «asiento» – соглашение).

Согласно ему, в период с 1713-го по 1750 год имела монопольное право на ввоз в американские владения испанской короны негров-рабов. Вот вам и демократичная страна с богатой историей!

"Харриер" GR.3 проходит техобслуживание в ангаре авианосца "Гермес" (Фото Air Historical Branch-RAF / © Crown copyright / Open Government License / www.defenceimagery.mod.uk)
"Харриер" GR.3 проходит техобслуживание в ангаре авианосца "Гермес" (Фото Air Historical Branch-RAF / © Crown copyright / Open Government License / www.defenceimagery.mod.uk)

Мирная идиллия долго не продлилась

Первое поселение, основанное на островах, не принадлежало британской короне. Это был город Порт-Луи, построенный в 1764 году французским мореплавателем Луи Антуаном де Бугенвилем на острове Фолкленд Восточный и названный так в честь французского монарха Луи XV.

Бугенвиль в основном знаменит тем, что в 1766-1769 годы руководил первой французской кругосветной экспедиции, в ходе которой были открыты острова в архипелаге Туамоту, Луизиада и повторно – Соломоновы острова.

Именно в честь него и был назван остров Бугенвиль – самый крупный (около 10 тыс. кв. км) в группе Соломоновых островов и входящий ныне в состав государства Папуа – Новая Гвинея.

Англичане же в лице коммодора Джона Байрона, вышедшего в плавание к берегам Южной Америки в 1765 году, закрепили за собой на островах первое поселение немного позднее – городок получил название Порт-Эгмонт и располагался на острове Фолкленд Западный.

Причем британцы, высадившись на западном острове, посадив там несколько фруктовых деревьев и соорудив пару ферм, даже и не подозревали о том, что на соседнем восточном острове уже год с лишним «сидят» французы.

Но даже после появления постоянных населенных пунктов на Фолклендах царила тишь да благодать.

Впрочем, англичане в 1766 году попытались не только укрепить свое поселение, но и «выпроводить» нежелательных для них соседей.

С этой целью к Фолклендам был направлен корабль под командой Джона Мак-Брайда. Подробное описание того, что там произошло, автору пока добыть не удалось, но, судя по всему, все осталось по-прежнему, поскольку французские источники говорят о том, что численность их колонистов в Порт-Луи достигла в 1766 году уже 250 человек.

Впрочем, мирная идиллия длилась не очень долго.

В 1767 году Мадрид, недовольный действиями Лондона и Парижа, предпринял ряд активных шагов, результатом чего стал факт уступки французской колонии на острове Фолкленд Восточный испанцам.

Последние отправили на острова и своего губернатора – Дон Филипа Руиза Пуэнте. Через два года из Буэнос-Айреса вышел подготовленный Франциско Букарелли отряд в составе пяти кораблей, на борту которых находилось около 1400 солдат и моряков.

(Фото LA(Phot) Dave Hillhouse / © Crown copyright / Open Government License /  www.defenceimagery.mod.uk)
(Фото LA(Phot) Dave Hillhouse / © Crown copyright / Open Government License / www.defenceimagery.mod.uk)

Основной задачей являлось выдворение с острова британских колонистов, с чем они блестяще и справились.

И хотя этот спор между испанцами и англичанами в 1770 году едва не стал причиной войны между двумя государствами, позже испанский король смягчился и даже вернул поселение Порт-Эгмонт англичанам, но острова по-прежнему оставались в собственности Испании.

Следует также отметить, что в 1790 году между Испанией и Великобританией была подписана первая Конвенция о проливе Нутка (Nootka Sound Convention; пролив Нутка отделяет одноименный остров от острова Ванкувер в канадской Британской Колумбии).

В статье VI данного документа стороны обязались не создавать новых поселений на островах, прилежащих к восточному и западному побережьям Южной Америки, которой владела Испания (можно было строить лишь временные сооружения в интересах рыболовства и т.п.). Фолкленды же фактически признавались собственностью испанской короны.

Впрочем, секретное приложение к конвенции гласило, что если постоянные поселения на островах начнет строить «третья сторона», то данная статья прекращает свое действие.

«Третьей стороной» стали, как мы понимаем, обретшие независимость от Испании Соединенные провинции Рио-де-Ла-Плата (также Соединенные провинции Южной Америки), которые включали территорию современных Аргентины, Уругвая и ряда провинций Боливии и Бразилии.

После гражданской войны с 1831 года здесь появилась Аргентинская конфедерация, а с 1860 года – Аргентинская Республика.

Наученные горьким опытом, британские военные теперь регулярно проводят учения на далеких островах (Sgt Peter George / © Crown copyright / Open Government License /  www.defenceimagery.mod.uk)
Наученные горьким опытом, британские военные теперь регулярно проводят учения на далеких островах (Sgt Peter George / © Crown copyright / Open Government License / www.defenceimagery.mod.uk)

В дело вмешиваются американцы

Примечательно, что «зарытой» глубоко от постороннего глаза причиной возникшей между Аргентиной и Великобританией в прошлом веке войны за Фолкленды стали действия американцев (впрочем, это уже никого сегодня не удивляет).

Именно американский боевой корабль «Лексингтон» в 1831 году подошел к берегам одного из главных островов и в очень варварской манере разрушил существовавшее там аргентинское поселение: фактически с 1820 года острова перешли под контроль Соединенных провинций Рио-де-Ла-Плата.

Причиной карательной экспедиции послужило задержание аргентинцами в 1831 году вблизи архипелага американских судов «Гарриет», «Сьюпериор» и «Брикуотер», чьих капитанов обвинили в незаконном лове тюленя.

Однако американский консул в Буэнос-Айресе, не без внушений со стороны англичан, отказался признать его право на Фолклендские острова и вызвал «Лексингтон» – вернуть конфискованные тюленьи шкуры и суда.

Командир американского корабля Силас Дункан взялся за дело достаточно рьяно, даже можно сказать, чересчур. Он подошел к аргентинскому форту-поселению на острове Фолкленд Восточный – разрушил его, арестовал всех жителей, обвинив семерых из них в пиратстве, и объявил острова «свободными от любого правительства».

Вот такая революция!

Уничтожение базы аргентинцев развязало британцам руки и те достаточно быстро захватили архипелаг, поставив его и окружающее пространство под свой контроль.

Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер выступает 2 апреля 2012 г. в г. Ушуая перед мемориалом, посвященным памяти аргентинским военнослужащим, погибшим в ходе войны с Британией. Примечательна надпись на монументе: «От жителей Ушуая тем… кто пролил свою кровь за наш суверенитет над Мальвинами… Мы вернемся!!!» (Фото с официального сайта президента Аргентины)
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер выступает 2 апреля 2012 г. в г. Ушуая перед мемориалом, посвященным памяти аргентинским военнослужащим, погибшим в ходе войны с Британией. Примечательна надпись на монументе: «От жителей Ушуая тем… кто пролил свою кровь за наш суверенитет над Мальвинами… Мы вернемся!!!» (Фото с официального сайта президента Аргентины)

2 января 1833 года Великобритания провозгласила Фолклендские острова своей собственностью и из Туманного Альбиона к ним ушли корвет «Клио» и корабль «Тайн» с десантом под общим командованием Джеймса Онслоу.

Правда, им понадобилось почти полгода для того, чтобы нейтрализовать всех остававшихся верными аргентинскому правительству поселенцев и военных.

Особенно при этом отличился аргентинец Антонио Риверо, который с тех пор считается одним из наиболее прославленных национальных героев-партизан.

Данные события, имевшие место на островах, в то время миновали страницы газет и остались фактически незамеченными – мало кто в те годы придавал значение этим маленьким клочкам суши в Южной Атлантике.

Но на картах отныне появилась надпись, ставшая бомбой замедленного действия: «Фолклендские (Мальвинские) острова (спорн. Брит. и Арген.)».

Через полторы сотни лет, когда генералу Леопольдо Галтьери потребовалась своя собственная «маленькая и победоносная война», эта надпись рванула, что называется, по полной программе. Если коротко, то оглушительным поражением аргентинских армии и флота.

Впрочем, судя по словам, начертанным на установленном в аргентинском городе Ушуая монументе аргентинским военным, погибшим в боях за острова раздора, все еще, видимо, не закончилось, и продолжение, вполне возможно, последует…

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал!