Вот бывает же такое - что западаешь на песню сразу... Так у меня и вышло с новой песней Петра Налича "Клеверы". Удивительное дело - периодически какие-то песни поражают в самое сердце с первого прослушивания, даже с отрывка; но это, наверное, одна из десяти... Даже у автора, на которого максимально "настроен", часто надо в новое произведение вслушаться. Где-то достаточно переслушать раз, где-то - несколько раз. А тут - сразу, бах - и всё:)
В "Клеверах" - там текст... На русском языке... Я имею в виду - это фактор риска, русский текст дело ответственное и сложное. Особо трепетные ревнители текстовой текстовости в песнях любят к Наличу придираться. А я как-то привыкла смотреть на песню так, что музыка и текстовый посыл суть единое целое и могут дополнять друг друга в любых пропорциях и сочетаниях. И текст имеет право быть описательным, созерцательным, уходить в недосказанности, намеки, настроения... А может, наоборот, рассказывать "всё как есть" - любой вариант уместен, если он хорош. Правда, "не прямолинейные" тексты становятся хорошей пищей для собственного буйного воображения, и возникает возможность (или опасность?) додумать то, чего автор и в мыслях не держал... Ну а вдруг все-таки наоборот?..
Нынешний концерт в Зеленом театре ВДНХ, кажется, был призван угодить всем. Целая серия старых хитов подряд ("Дача", "Сахарный пакет", вернувшийся "Аленький цветочек", "Сердце поэта", "Провода", "Баба Люба", "Чайки", "Никогда"- такого набора давно не припомню) - для любителей старых хитов и поклонников МКПН просто праздник. "Еду далеко" и "Казачок" - из "Северной Одиссеи" (Что удивительно, есть и такие, кто узнал Налича именно по этому спектаклю! Удивительно - поскольку, казалось бы, штампы об "интернет-феномене" и Евровидении в зубах навязли - видно, выросло поколение, которое всей этой суеты и не застало). Целая серия обработок русских народных песен - сложных, печальных, даже где-то диссонирующих с остальными песнями в концерте; апофеоз этой части - непременная "Лебедь"; кажется, Петр задался целью заставить постоянных слушателей эту песню-плач если не полюбить, то выучить:) А еще - красивейшие "средне-новые" песни, улетающая куда-то к небу "Беларыбица", кажется, заполняющий всю вселенную распев на Sneaky Snake... И, конечно, премьеры. Их, премьер, было сразу две: "Клевер" и "Славная рыба". Первую я лично ждала уже просто с нетерпением, а дождавшись, была абсолютно счастлива...
Начать рассказ про новую песню "Клевер" надо с 2019 года, с эскиза под кодовым названием "Горошины", которым Петр поделился с поклонниками.
Интересно, много ли популярных певцов-музыкантов вот так делятся обрывками, кусочками, пока еще наметками, которым даже неизвестно, как скоро предстоит вырасти в полноценные песни?..
Ну вот, и теперь время "Горошин" пришло: проросли они "Клевером" (кстати, тоже семейство Бобовые!). Вот они уже на репетиции:
Но окончательный вариант - самое интересное. Эти басовые "дроби" - рев реактивных двигателей? Рокот космодрома, с которого стартуют мечты? Куда зовут нас их инверсионные следы?
"Солнце зашло, и следы инверсионные
Розовой пеною с неба смываются.
Головы клеверные клонятся сонные –
Всё ж таки сколько ни дуй, не сдуваются…"
Герой "пьет в тишине за стаканом стаканчик", но настрой песни совершенно иной, чем у другой песни Налича, которая называется "Вино". В "Клеверах" мечты о "большой авиации жизни" вроде не перешли в состояние не сбывшегося. Можно мечтать и верить, можно лететь мыслями (или чувствомыслями?) куда-то за горизонт...
Текст в "Клеверах" своеобразный - не зря Петр то и дело отнекивается, что, мол, "не поэт" (и "не брюнет", как в известной песне Утесова, которую Петр так хорошо перерепел, - что уже дает повод сомневаться в такой категоричности). Но здесь к тексту многое добавляет музыка, у которой свои "разговоры". Она-то и дает простор для воображения. Можно домысливать, можно воспринимать "как есть", созерцательно... В любом случае - на мой взгляд, это очень красивая композиция!
А вы как считаете?:)