Найти в Дзене
Шкипер с Молдаванки

Наш брат иммигрант в Америке и антиквариат? Совместимы ли эти понятия?

Подписные каминные часы первой четверти  девятнадцатого века.  “J Straub B. in Wien”
Подписные каминные часы первой четверти девятнадцатого века. “J Straub B. in Wien”

Да, совместимы, вопреки мнению иных бытописателей иммиграции, что им в Америке интересуются только состоятельные люди и наш брат иммигрант здесь ни при чём. Но так ли это? Нет, конечно! И вообще, считать, что наши соотечественники за границей лишь думают о том как заработать, будет неоправданным заблуждением. Истории из цикла "Как плохо в Америке" - абсолютная туфта и те, кто их пишет, понятия не имеет о реальном положении дел то ли у бывших советских граждан, то ли у россиян, сменивших своё российское место жительства на американское. Так и хочется воскликнуть: ну и чего, спрашивается, наводить тень на плетень?

Фарфоровая тарелка с надглазурной росписью. Севр, Франция. Середина девятнадцатого века.
Фарфоровая тарелка с надглазурной росписью. Севр, Франция. Середина девятнадцатого века.

Сказать, что на антикварных аукционах в Америке русская речь звучит чаще, чем любая другая, естественно, будет преувеличением, но среди участников торгов нередко встречаются те, для кого она родная. И русский покупатель не менее, а иногда даже более искушён в европейском прикладном искусстве минувших веков, а особенно тот, кто посвятил себя антиквариату в прошлом. Коллекционеры старины в Советском Союзе были людьми знающими. И хоть это увлечение тогда имело определённый оттенок - не то чтобы негативный, но как бы и не приветствуемый официальной идеологией, оно вносило в будни радость открытий, расцвечивая их азартом поисков и ликованием от находок. А находки порой случались достаточно уникальные. К сожалению, при переезде в Америку с дорогими сердцу вещами приходилось расставаться. Антиквариат к вывозу был запрещён, как культурная и историческая ценность, но увлечение с человеком оставалось.

Севрская мануфактура. Середина 19-го века. Надглазурная роспись
Севрская мануфактура. Середина 19-го века. Надглазурная роспись

В Америке люди, когда -то занимавшиеся антиквариатом в СССР, сегодня желанные консультанты для тех, у кого не хватает собственного опыта. И их услуги хорошо оплачиваются. Ровно настолько, чтобы моим соотечественникам - специалистам этого профиля уже и самим участвовать в аукционах. Ну не хлебом же единым жив человек. Конечно же, обитать нужно либо Нью-Йорке, либо в Лос-Анджелесе, то есть там, где антиквариат - это сегмент местного рынка. Вообще, нужно отметить, что человек, знающий своё дело, в Америке очень востребован. И ему не нужно переучиваться и приобретать какую-нибудь иную специальность, поскольку хватает своего опыта в занятии, которое было на Родине лишь в статусе увлечения. Русского иммигранта антиквариат интересует, тем более, что его здесь достаточно, в том числе, так или иначе, связанного с российской историей. Как, например, на фотографиях - две парные тарелки производства севрской мануфактуры, которые в впервой половине 20-х годов прошлого столетия входили в число предметов распродажи молодой советской республикой на аукционах произведений искусства. Кстати, именно на тех аукционах, один из которых был описан в романе "Двенадцать стульев" Или каминные часы в стиле "Бидермейер"- предмет из интерьера дома графа Толстого в Одессе, хозяин которого был его любителем. Тоже предмет с аукциона в Одессе в 1926 году.

Дом графа Толстого в Одессе у Сабанеева моста. Открытка начала 20-го века
Дом графа Толстого в Одессе у Сабанеева моста. Открытка начала 20-го века

Антиквариат для русского иммигранта в Америке не просто увлечение, но и своего рода, проявление ностальгии. Найти предмет старины, связанный с родной культурой, это не просто вложение денег, но и дань своим чувствам. Такие вещи в доме - это напоминание об отечестве. Да, фраза из евангелия от Матфея о нуждах человека, помимо хлеба насущного - для некоторых не просто слова...

Крымский пейзаж. Вид на гору Ай-Петри. Южно-русская школа живописи. Конец 19-го века
Крымский пейзаж. Вид на гору Ай-Петри. Южно-русская школа живописи. Конец 19-го века

Вообще, в Америке человек, активно почитающий свою национальную культуру - это вполне нормальное явление. И русские иммигранты в их числе. Это не значит, что нужно ходить в косоворотке и с балалайкой за плечами, но проявляемый интерес к искусству в различных его видах, очень уважаем. Это отношение вне политики, как, впрочем, и всё искусство. Правители приходят и уходят, а творения рук художников живут силой таланта в них вложенного.

Комод-бюро 19-го века. Техника маркетри.
Комод-бюро 19-го века. Техника маркетри.