Найти тему
Ольга Пурчинская

#ИскусствоСредневековья. Декоративно-прикладное искусство

В эпоху Средневековья страны мусульманского Востока оказали существенное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства. Свой ценный художественный вклад внес едва ли не каждый уголок региона.

Декоративно-прикладное искусство династии Сефевидов. XVI век. Иран. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Декоративно-прикладное искусство династии Сефевидов. XVI век. Иран. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Иранское средневековое искусство отличается красотой. Все предметы выполнены с необычайным мастерством и тонким, изысканным вкусом. Персидские ремесленники добивались серьезных творческих успехов как у себя на родине, так и за ее пределами. Очень многие соседи по Ближне- и Средневосточному региону заказывали элементы декора и предметы быта (ткани, керамика, ковры, оружие, конская упряжка и многие другие изделия из дерева, стекла, металла, драгоценных камней) у иранских мастеров. Главная выдающаяся особенность иранского искусства - яркие образы живых существ, доминирующих в орнаментальных мотивах.

Иранские ковры. Сцена охоты. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Иранские ковры. Сцена охоты. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

На протяжении нескольких веков (VIII-XIII) жилища состоятельных, родовитых персов принято было декорировать живописными изображениями сцен охоты и жизни при императорском дворе. Панно, гобелены и фундаментальные росписи стен дворцов и домов и сегодня завораживают своей роскошной яркостью, тонкостью работы, эстетикой цвета и совершенством формы.

Роспись по керамике. Иран. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Роспись по керамике. Иран. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Один из наиболее широко распространенных видов иранского искусства - роспись по керамике - развивался параллельно книжной миниатюре, находясь с ней в тесной взаимосвязи. На посуде и предметах кухонной утвари художники запечатлевали эпические сцены и эпизоды. Кроме того, ювелирная работа мастеров оставляла на небольших тарелках и глиняных стаканах силуэты всадников и музыкантов, зверей и птиц, вымышленных и реальных персонажей.

Эпоха расцвета персидской росписи по керамике пришлась на Позднее Средневековье (рубеж XII-XIV веков). В это время широко применялся люстр (уникальный красящий состав, используя который, мастера придавали изделиям особое сияние и драгоценный блеск).

Иранская средневековая посуда. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Иранская средневековая посуда. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Еще один момент гордости иранских художников связан с цветной посудой. Важнейшие предметы в жизни людей всех сословий персидского производства отличались тонкостью и изяществом. Изысканные, эстетически идеализированные работы мастерам удавалось создавать даже из глины довольно грубой выделки (фарфора в те времена еще не знали, да и появился он в другом регионе). Для покрытия изделий использовались надглазурные краски (предназначенные для нанесения рисунка на глазированные поверхности).

Иранский средневековый ковер ручной работы. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Иранский средневековый ковер ручной работы. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

В более поздние времена, на рубеже XVI-XVII веков, персидское декоративно-прикладное искусство вновь переживало свой расцвет. Тогда особое внимание уделялось росписи тканей и ковров. Художников вдохновляла придворная культура династии Сефевидов с ее помпезной, праздничной, яркой роскошью. Тогда повсеместно использовались драгоценные материалы: бархат, парча и атлас. В качестве особенных подарков декорированные ткани преподносились послам, придворным и иным высокопоставленным гостям императорского дома.

Ткани ручной работы. Иран. XVI век. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Ткани ручной работы. Иран. XVI век. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Иранские материи высоко ценились далеко за пределами мусульманского Востока. Благодаря деятельности купцов они очень быстро получили признание мирового элитарного сообщества. Серьезным спросом пользовались набивные ткани с растительными орнаментами повышенной сложности, а также с абстрактными изображениями, которые мастера придумывали под впечатлением от услышанных и прочитанных шедевров восточной и западной художественной литературы. На старинных материях можно было увидеть сцены доблестных сражений и ратных подвигов, яростные схватки людей с дикими зверями, картины из жизни людей, животных и птиц.

Ковры и ткани на востоке - результат исключительно ручного труда. Кропотливую работу, требовавшую предельной сосредоточенности, усидчивости, аккуратности и острого зрения, осуществляли самые знаменитые и талантливые мастера своего времени. Богачи из исламского мира нередко заказывали шедевры декоративно-прикладного искусства у западных художников, ткачей, вышивальщиков и других мастеров.

Основным поставщиком ковров на мировой рынок долгое время был Иран. В древние времена и следующие за ними Средние Века Персия входила в число крупнейших центров ковроделия. В Европе ковры из этой страны с богатейшими культурными традициями появились в XVI веке и очень быстро стали неотъемлемой частью интерьеров богатых жилищ и салонов Старого Света.

Персидские ковры и сегодня славятся яркостью, насыщенностью, богатством и свежестью цветовой гаммы. Линейные узоры и орнаменты отличаются сложностью и изощренностью. В XVI-XVII веках династия Сефевидов ввела моду на огромные напольные ковры. Площадь их доходила до 60 квадратных метров. Изделия эти славились не только масштабом, но и высочайшим качеством, вниманием к мелочам и нюансам.

Элементы узоров и орнаментов иранские мастера брали из архитектуры: зачастую декор представлял собой оригинальные, стилизованные вариации на тему легендарных райских садов, а также восхитительных просторных парков в имениях правителей, придворных и состоятельных подданных императорского величества.

Иранский шелковый ковер. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Иранский шелковый ковер. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Отдельного упоминания заслуживают изысканные шелковые ковры, которые ткали в основном европейские мастера, вдохновленные рассказами путешественников, знаменитых мореплавателей эпохи Великих Географических открытий, побывавших на восточных берегах. Позднее многие из этих артефактов представители западной элиты получали в подарок от своих восточных партнеров. Искусные мастера создавали невероятной красоты узоры и орнаменты при помощи тончайших золотых и серебряных нитей.

Источник: http://artrepriza.com/mem/2195-iskusstvo-blizhnego-i-srednego-vostoka-chast-desyataya.html