Для любителей творчества Достоевского аннотация книги Кутзее «Осень в Петербурге» очень заманчивая.
«Фёдор Достоевский тайно приезжает из-за границы в Петербург и окунается в мир персонажей своих написанных и ещё не написанных романов.»
Мне идея показалась интересной - погрузить Достоевского в мир Достоевского. Посмотреть как Достоевский-герой будет общаться с героями своих романов…
Кутзее удалось передать мрачноватую атмосферу произведений Достоевского. Все крутится вокруг тайны, которую главный герой пытается разгадать, много надрыва, воспалённых чувств. В общем поверхность творчества Достоевского в книге Кутзее нашла определенное отражение.
Что же мне не понравилось?
В книгу вплетено большое количество реальных фактов из биографии Достоевского, поэтому особенно болезненно воспринималось вымышленное. Например, якобы многочисленные измены Анне Григорьевне. Хотя на смертном одре Достоевский говорит второй жене, что даже в мыслях ей не изменял.
Драма вокруг смерти Павла Исаева, пасынка Достоевского, меня раздражала, казалась раздутой, не вызывала сочувствия. Да ещё и показывала писателя с совершенно дикой стороны, что точно является домыслами Кутзее, учитывая, что в действительно Павел Исаев писателя пережил. Вообще Достоевский в книге показан очень неприятным типом. Развратник, трус, богохульник. Даже в щедрости Кутзее ему отказывает.
Дочитав до половины, я была разочарована, что встреч Достоевского с героями его романов нет. Упоминалась Хромоножка, какие-то отклики на Фёдора Карамазова. После очередных эрoтиеских фантазий якобы Достоевского книгу я захлопнула.
Потом прочитала, что Кутзее лауреат Нобелевской премии по литературе, дважды удостоился Букеровской премии. Не выдержала напора авторитетности премий и снова начала читать.
При этом я попыталась абстрагироваться от того, что герой Достоевский, или хотя бы воспринять написанное как альтернативную историю. Но это оказалось очень сложно, поскольку в книге эксплуатируется именно личность Достоевского, и героем пытаются представить именно его, хоть и изображают в действительности совершенно другого человека. Было бы лучше если бы от Достоевского осталось только имя, а все остальное придумано. А тут факты перемешаны с вымыслом, при этом очерняющим образ писателя.
Встречи писателя с героями романов так и остались моим разочарованием. Справедливости ради нужно отметить, что перечитав аннотацию, я увидела, что общения с персонажами нам в принципе и не обещают. Обещают лишь погружение в их мир.
В книге мелькают отдельные идеи Достоевского, самые узнаваемые, например, про все дозволенность. Но какого-то нового их развития, на мой взгляд, и близко нет. Во второй половине книги есть намек на встречу с Соней Мармеладовой и упоминается Свидригайлов. Но все это выглядит натянуто.
Ну вот как можно относиться к такому упоминанию персонажа? Упоминание ради упоминания.
«- Что тебе дать?
-Это! - шепчет она, раскалённая желанием.
-Сначала скажи, как это называется. - И девушка говорит. - Громче! - требует он.
Слова, произносимые девушкой, pазжигают ее почти до невыносимости.
Он вспоминает Свидригайлова «Женщина любит быть оскорбленной».»
Серьезно? Свести образ Свидригайлова только к этому? Соня, кстати, сведена лишь к прoституции и нищете.
Еще аннотация обещала:
«Точнейшее воссоздание топонимики и реалий Петербурга времён Достоевского. Тончайшее понимание причин безумия, охватившего людей и эпоху».
Кутзее пытается передать своё понимание причин безумия через противоборство Нечаева (он сделал и его героем книги) и Достоевского. Неваев представляет поколение детей, а Достоевский - отцов. Дети хотят, чтобы их воспринимали всерьёз, а отцы не хотят признавать, что сдают позиции, поэтому цепляются за свои права с особенной силой. Вот и все объяснение, которое я смогла вычленить. Много фраз с претензией на мысль и таких же сравнений (например, Достоевский сравнивается с Иудой, а Нечаев с Христом), но, на мой взгляд, глубины под всем этим нет, просто видимость мысли.
А линию Достоевского и девочки Матреши даже комментировать не хочется.
«Осень в Петербурге» стала моей первой книгой у Кутзее. И желания продолжать знакомство с творчеством автора, честно говоря, нет. Книга откровенно разочаровала.
Читали роман? Очень интересно ваше мнение.
См. еще #мякиш_обзоры #мякиш_современная литература #мякиш_достоевский
Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️