При поездке с рикшей по Дели мы попали в пробку. Пробки в Дели обычное явление. В этот раз пробка была вызвана небольшой демонстрацией.
- Что за люди идут друг за другом через дорогу? - спросил я у рикши.
- Не знаю... - пожал плечами рикша.
- Они что-то скандируют? Что они кричат? - допытывался я.
- Недовольны низкой оплатой труда... Бедностью... - ответил рикша. - Такое бывает в Дели.
1. Демонстрация прошла и мы поехали дальше.
Рикша решил, что я был возмущен задержкой на дороге, занервничал и начал гнать быстрее. Я заметил, что он волновался не о пробке, а о том, что я буду не доволен его скоростью.
- Ничего страшного, - успокоил я рикшу. - В Москве пробки и больше бывают.
Рикша к счастью не знал, какие в Москве бывают пробки)
Просто понял, что претензий к нему у меня нет, многозначительно покивал головой, и успокоился.
2. Вело-рикши.
Самые дешевые рикши в Индии это вело-рикши.
Вело-рикши обычно одноместные, потому что ногами крутить педали и везти еще кого-то, это как бы не легко. Двуместные вело-рикши тоже встречаются. Но у них должны быть очень сильные ноги)
Есть еще рикши, которые держат повозку руками и вместо переднего колеса сами бегут ногами. Но это практически вымирающий тип рикш, в Индии я такого рикшу увидел только 1 раз.
Встречаются и рикши, которые просто таскают грузы.
Вело-рикши в основном возят местных, за копейки. В принципе вело-рикши могут возить и туристов. Но туристы как правило перемещаются на большие расстояния, а скорость движения на педалях будет очень низкой, у туристов как правило нет столько времени.
А еще туристы обычно жирные и тяжелые! Возить их трудно!
Шутка) Вело-рикши очень выносливые, толщина туриста их не очень волнует)
Весь вопрос во времени перевозки. Для туриста нанимать вело-рикшу не имеет практического смысла. Потеряете слишком много драгоценного времени в дороге.
4. Мото-рикши стоят подороже, чем вело-рикши. Но зато обладают высокой скоростью передвижения по городу и также хорошо маневрируют по пробкам.
Мото-рикши возят как местных жителей, так и туристов. Мото-рикши всегда двуместные. В принципе сзади можно запихнуться и втроем, если попы не сильно толстые)
Мото-рикши даже умудряются посадить еще кого-нибудь рядом с собой на переднем сидении. Специально для этого на выступе сбоку переднего сидения у них приспособлена такое съемное маленькое место посадки.
5. Получается, что вело-рикши слишком медленные. Авто такси дороговаты, застревают в пробках, не могут протиснуться в узкие улочки. И к тому же за стеклом автомобиля не почувствуешь весь кайф перемещения по городу. Поэтому мото-рикша самый оптимальный вариант, именно на них я перемещался внутри всех городов в Индии.
6. Технические и финансовые моменты.
Расскажу подробнее о разных моментах общения с рикшами. Это может пригодится вам, если запланируете посещение Индии.
Напишу в формате - ответов на вопросы.
- Трудно ли поймать рикшу?
Абсолютно не трудно. Рикши сами будут охотится за вами. Туристов они распознают с полувзгляда сразу и сами будут притормаживать, бибикать и предлагать подвезти. Это их работа, их хлеб. Туристов мало, а рикш много. Конкуренция.
- Как выгодней, от каждого места ловить нового рикшу или взять одного сразу на весь день?
Если планируется много поездок, то выгодней взять одного и на весь. Причем это выгодней не только для вас, а и для самого рикши. Рикши будут активно предлагать именно такой вариант, на весь день.
- Дорого ли стоит рикша на весь день?
Нет, не дорого. Обычная такса была 1000-1200 рупий. Это примерно столько же в рублях. Обратите внимание, это не одна поездка столько стоит, это весь день работы рикши, с утра до позднего вечера, пока вы его не отпустите.
- Берут ли рикши предоплату, если договариваетесь на весь день?
Да, попросят, меньшую часть. Я всегда договаривался на 300-400 рупий после того, как довезет до первого пункта в дневной программе. Всю остальную сумму в конце дня.
Нужно понимать, что лишних денег у рикши в кармане обычно нет, они не богатые люди. Эти деньги из предоплаты рикша тратит на бензин по дороге, ну и покупает себе покушать. Рикша ведь тоже человек.
- Может ли рикша сбежать, получив часть денег в начале поездки?Теоретически конечно может. Но только ему это не выгодно. Рикша будет держаться за своего заказчика. Ему намного выгодней отвозить вас весь день и получить всю сумму, чем сбежать от вас с 300 рупиями, а потом весь оставшийся день метаться по улицам и перебиваться мелкими поездками по 30 рублей.
- Просят ли рикши чаевые в конце поездки?
Да просят. Не настойчиво. О чаевых заранее не договариваются, никакой стандартной суммы нет. Вы в конце поездки можете просто уйти не дав никаких чаевых, если вы оказались недовольны работой рикши.
Но я с таким не сталкивался. Все рикши, которых я брал в поездках по городам по Индии, очень старались выполнить свою работу. Это было заметно в дороге. Когда кто-то делает свою работу хорошо и старается, то я считаю это достойно вознаграждения. Обычно давал всегда 200 или 400 рупий чаевых в самом конце. Эта сумма не большая для меня, а для индийца это большие деньги, которые помогут выжить ему и его семье.
- Могут ли рикши развести вас на деньги?
Могут, и наверняка попытаются это сделать) Как и во всех восточных странах в Индии есть такое негласное правило: кто привел покупателя, может рассчитывать на вознаграждение от суммы сделки. Вознаграждение они возьмут у продавца, и о нем вы ничего не узнаете. Поэтому рикши конечно будут предлагать вам заехать в магазины за тканями, чаем, специями, или еще черт знает чем.
Поступать с этим просто. При попытках продвинуть посещение магазинов сразу скажите рикше, что вас интересую только памятники архитектуры, и никакие магазины не нужны. Рикша тогда поймет, что здесь ему ничего не обломится, и больше не будет с этим приставать.
В целом как-то так.
Если у кого-то есть вопросы, можете спросить в комментариях, с удовольствием объясню интересующие моменты.
7. В завершении рассказа фото с улицы Дели. Здесь остановились одновременно мото-рикша, вело-рикша и рикша перевозящий грузы. Они там что-то активно обсуждали между собой.
А почему они там остановились такой гурьбой, просто потому что в этом месте находится уличный туалет, самые внимательные читатели это место заметят на фото, о нем писал в предыдущих рассказах)
Продолжение следует...
-----------------------------------------------------------------
Все рассказы о центральной Индии:
1. Индия, Гоа, Калангут. Первые легкие шаги.
2. Индия. Путь от Гоа к золотому треугольнику, жесткое погружение.
3. Индия, Агра. Золотой треугольник. Белое чудо света.
4. Индия, Агра. Золотой треугольник. Красный форт.
5. Индия, Джайпур. Золотой треугольник. Розовый город.
6. Индия, Джайпур. Золотой треугольник. В запутанных фортификациях Амбера.
7. Индия, Джайпур. Заметки о городе.
8. Индия. Еда. Наан и масала.
9. Индия, Дели. Первые впечатления от столицы.
10. Индия, Дели. Золотой треугольник. Джами-масджид и красный форт.
11. Индия, Дели. Ночной город.
12. Индия, Дели. Золотой треугольник. Ворота Индии.
13. Индия, Дели. Золотой треугольник. Храм Лотоса.
14. Индия. Все о рикшах.
15. Индия, Дели. Золотой треугольник. Кутб-Минар.
16. Индия. Люди.
17. Индия. Золотой треугольник Агра-Джайпур-Дели, итоги.
-----------------------------------------------------------------
Подписывайтесь, ставьте оценку, делитесь с друзьями. Всегда буду рад ответить на комментарии. Спасибо!