Найти в Дзене
Гафуров Фергат

Третий истребитель лишний, но не МИГ

Читая статьи о пред военном развитии истребительной авиации всегда пишут о трех самолета: Як-1, ЛаГГ-3 и МИГ-1. Но на самом деле их было пять. Причины почему не были озвучены еще два, уже запущенные в серию, И-28 конструкции Яценко и И-180 машина Поликарпова, лежат скорее в области организации чем в авиационной.

И все же пять истребителей для любой страны перебор. Тем более для страны где мощности авиазаводов крайне ограничены. А значит как минимум два самолета оказываются лишними. Высотный МиГ оставим на потом , разберем оставшиеся четыре.

Як-1-крайне облегченный вариант спортивного самолета. Легкий маневренный истребитель, технологичный, но с ограниченной дальностью полета и слабым вооружением . Любое увеличение данных характеристик без увеличения мощности двигателя ведет к потере всех вышеназванных преимуществ. Имеет узкую специализацию истребителя воздушного боя над линией фронта.

И-28-самолет выполненный из дерева, с двигателем воздушного охлаждения, что изначально является преимущество из за малого количества самолетов использующих данный тип двигателя. Дальность полета и вооружение соответствуют лучшим образцам того времени. Но как и И-16 строгий в управлении, имеет недоработки требующие исправления, в результате в массовую серию запустить не удалось. При этом плюсом шло, что про производство было организовано на площадях ранее выпускавших деревянный же Р-10, что не требовало дополнительного переоборудования.

ЛаГГ-3-деревянный самолет с элементами из дельта-древесины, имеет большую дальность полета и мощное по тем временам вооружение. Из всей четверки самый тяжелый и имел недостаточную тяговооруженность . Но при этом имел возможность модернизации за счет снижения веса без потерь дальности полета и мощности вооружения, но конструкторы пошли как раз по пути снижения двух последних показателей и потеряли все имеющиеся преимущества. Но если уж и должен был заменить то скорее И-28, в связи со схожей технологией производства.

И-180-истребитель с самой сложной судьбой. После ареста Туполева на его базу переводят Поликарпова, как говорил нарком авиационной промышленности, для расчистки от вредителей Туполева. База ранее использовавшаяся под выпуск цельнометаллических бомбардировщиков, ни по каким параметрам не подходил для цельно деревянного истребителя. Во время заграничной командировки Поликарпова, его конструкторское бюро без его ведома разделили на два и уходящий коллектив унес с собой и многие наработки . Во время первых испытаний самолета погибает знаменитый-летчик испытатель Чкалов. Причина оказалась в техническом браке двигателя, но к самолету руководство явно охладело. Следом при невыясненных обстоятельствах погибает еше один летчик. Но мытарства на этом не заканчиваются. Поликарпова переводят, для доводки самолета и внедрения в серию, на Горьковский авиационный завод, выпускавший И-16. Но в данный момент коллектив завода, в инициативном порядке работает над переводом И-16 на двигатель водяного охлаждения(еще один самолет с данным типом двигателя) под номером И-21 и всячески бойкотируют доводку И-180 и его запуск в серию, о чем Поликарпов докладывает в Москву . Но категорических мер принято не было и в конце концов авиазавод отдают под производство ЛаГГ-3 . Насколько все эти мытарства были направлены против Поликарпова неизвестно, но то что именно они позволили протолкнуть ЛаГГи на завод однозначно.

Технические характеристики И-180 не уступали всем вышеназванным истребителям, а по скорости даже превышал Як-1. При этом имел на треть короче взлет и вдвое посадочный пробег. Как плюсом можно считать двигатель воздушного охлаждения и решающим фактором в пользу И-180 является преемственность с И-16, 60% деталей которого использовалось на новом истребителе, что не требовало переобучения персонала и минимум новых комплектующих Как видим из четырех лишним могли оказаться три самолета: Як-1, ЛаГГ-3, И-28 И при определенных условиях каждый из них мог оказаться вне серии, но за первыми двумя стояли министр авиационной промышленности Шахурин, у которого были приятельские отношения с Лавочкиным, а Як-1 само собой разумеющееся. Но со снятием с серии последовательно К-12-бесхвостки, И-28 и И-180, А позже и Су-2, в производстве не осталось ни одного самолета с двигателем воздушного охлаждения, под выпуск которых были задействованы два авиамоторных завода из четырех. Прекрасный пример "разумного хозяйствования"

Теперь о Миг-3, единственном в наших ВВС высотном истребителе, с феноменальной скоростью, позволяющей догнать и уничтожить высотных разведчиков и бомбардировщиков противника. Считается, что запуск в серию данной машины была ошибкой, так как бои проходили на низких и средних высотах. Но данную ситуацию создали мы сами. Не имея в начале войны сплошной линии фронта с противовоздушной обороной и истребительным прикрытием, мы создали возможность немецким бомбардировщикам летать не забираясь на большие высоты и истребителям сопровождения Мессершмитт воевать на высотах для них самых благоприятных. Немецкая авиация фактически всю войну беспрепятственно хозяйничала в нашем тылу, проводя разведку наших промышленных центров, системы ПВО и аэродромов, бомбила без всякого сопровождения станции разгрузки войск и загрузки эвакуированных заводов. Фактически всю войну среди белого дня летая на бомбежку наших промышленных центров. И в данной ситуации принимается решение о прекращении производства МиГов, оставляя наши города без защиты. Когда читаешь сегодня, что якобы в результате бомбежки того или иного центра не был нанесен серьезный ущерб, а потери всего несколько десятков человек, поражаешься цинизму данных опусов и тем более экономическую безграмотность как сегодняшних псевдоисториков. так и руководства страны, ВВС и авиапрома. Каждый налет сам по себе это простой предприятий из-за объявления воздушной тревоги. Множество часов простоя целых промышленных центров, таких как Нижний Новгород(Горький), который нес в начальный период основную нагрузку по выпуску военной продукции, а каждый час простоя это недополученные фронтом самолеты, танки, пушки и автомобили. Да и ущерб был немалый, даже когда говорилось, что пром предприятия не пострадали , а только уничтожено 75% жилого фонда и это в условиях зимней стужи.

Надеясь только на ПВО самих центров, руководство наносило огромный ущерб, хотя именно полки МиГ-3, создав сплошную линию обороны ПВО второго эшелона(первый станции и посты раннего обнаружения) могли, за сотни километров до промышленных центров Поволжья, предотвратить все те огромные потери, что несла страна и военная промышленность. Но к сожалению компетенция руководства в применении авиации, да и в самой авиации н всегда хватало