В тосканской коммуне Понтедера расположен крупнейший в Европе завод по производству мотороллеров Piaggio. И именно на этом заводе с 1946 года производятся по настоящему культовые мотороллеры Vespa.
К слову, даже если вы бесконечно далеки от этой темы, посмотрев этот репортаж, наверняка вспомните, что точно уже видели "Веспу". Не помните где? Ну, например, в кино. "Римские каникулы", "Черная кошка, белый кот", "Американский пирог" или где-то еще? Кроме того, первый советский мотороллер "Вятка", выпущенный в 1957 году, является почти точной копией итальянской "Веспы" 150GS 1955 года.
Начнем с небольшой предыстории. Собственно, сама компания Piaggio основана Ринальдо Пьяджо в далеком 1884 году и в те годы выпускала, естественно, не мотороллеры, а различное промышленное оборудование, корабли, а позже и самолеты. Однако, успех и известность компания приобрела только после Второй мировой войны, когда разработала прототип и приступила к серийному производству мотороллеров Vespa.
Музей истории Пьяджо, который, по сути, посвящен только Веспе, находится на территории завода, в бывшем инструментальном цехе. Впрочем, в экспозиции имеются и экспонаты, характеризующие и другие направления деятельности компании.
Заходим в архив завода, в котором есть всё: фотографии цехов, сотрудников, чертежи, эскизы, видео и многое другое.
Так выглядит папа Веспы — Коррадино Де Асканио. Именно он по заказу Энрике Пьяджио спроектировал первую Веспу.
Правда, сначала это была не Vespa, а Paperino. Так итальянцы называют Дональда Дака и так его прозвали рабочие. Надо заметить, что машина была спроектирована с чистого листа без оглядки на традиционные мотоциклы.
В основе стояли совершенно иные авиационные принципы. Характерная особенность этой модели — безрамная конструкция. Роль рамы играл несущий кузов, простые штампованные панели которого соединялись точечной сваркой.
А вот следующий концепт MP6, который был презентован в апреле 1946-го года как Vespa 98. Именно про его звук двигателя Энрико Пьяджио сказал своё знаменитое "Sembra una vespa" ("Напоминает осу"), от чего и пошло название всего модельного ряда.
Думаю, понятно, что в этом музее собраны все возможные модификации Веспы от прототипов до современных моделей, но, конечно, я не буду утомлять читателя фотографиями о описанием каждой.
Давайте я покажу только самую экзотику, ну и то, что мне просто показалось наиболее интересным. Вот, к примеру, ближайший родственник Веспы — трехколесный мотороллер с кузовом Ape (пчела).
А вот его геройская модификация под названием Piaggio Ape Pentarò. Выпускалась в 1960–68 гг, использовалась, кстати, не только пожарными командами, а вообще как грузовичок.
Экземпляры, побывавшие на всевозможных ралли и прочих кругосветках.
Вполне современная Vespa GT 60. На мой дилетантский вкус, ретро-шарм уже как-то утерян.
Однако, 160 км/ч на спидометре! 160 км/ч, Карл! Впрочем, Vespa с первых лет своего существования регулярно участвовала в спортивных соревнованиях и даже ставила мировые рекорды. Конечно, для этого использовались доработанные модели. Например, Vespa Montlhéry.
А это Vespa SILURO, которая еще в 1951 году достигла скорости 171,1 км/ч.
А вот Vespa Alpha, которую изготовили специально для Агента 007 в 1967 году. Она умеет летать и плавать под водой. Естественно, только в кино.
Конечно, Веспа служит источником вдохновения не только для киношников. Вот, например, мифологический экземпляр немереной длины и с мечом из приборной панели.
А это уже не арт-объект, а вполне себе действующая модель Vespa 150 TAP с 75-мм безоткатным орудием, разработанная для нужд французских ВДВ в 1956 году. Кстати, даже успевшая повоевать в Алжире и Индокитае.
Ну и на сладенькое, вот вам Vespa 400. Это двухместное чудо производили с 1958 до 1961 г. и успели сделать аж 30000 штук. Шикарно, не так ли?
На этом нашу экскурсию по музею Веспы прошу считать законченной, хотя показал я, как мне кажется, только треть всей экспозиции. Что же, хорошего понемножку.
Если вам понравился мой репортаж и вы узнали что-то новое, не забудьте поставить ему одобрительный лайк, а также подписаться на мой канал, если вы ещё этого не сделали.