Ошибки на письме бывают орфографическими (шышка вместо шишка), пунктуационными (неправильная расстановка запятых) и грамматическими (неправильное изменение слов по числам, падежам и родам). Орфографические и пунктационные ошибки не являются признаками дисграфии. Грамматические ошибки могут указывать на несформированность лексико- грамматической стороны речи (корректируются самостоятельно, на занятиях с учителем или логопедом).
Ошибки же, допускаемые дисграфиками, нельзя объяснить незнанием правил русского языка. Ниже я приведу подробную классификацию типичных ошибок, свойственных детях, страдающим дисграфией.
1. Что такое дисграфия?
Дисграфия выражается в неспособности (или затруднённости) овладения навыком письма при сохранном интеллекте и физическом слухе.
2. Типичные ошибки детей, страдающих дисграфией.
1) Замены и смешения букв (схожих по произношению или на слух).
Примеры:
вместо ошибка - «осипка»;
вместо оса - «оза»;
вместо люстра - «лустра»;
вместо тёмный - «цёмный»;
вместо балерина - «барерина»;
вместо цветок - «цветак»;
вместо собака - «хобака».
2) Пропуски букв.
Пример: вместо улитки - «улики».
3) Вставки.
Пример: вместо плывут - «пылывут».
4) Перестановки.
Пример: вместо кольцо - «цолько».
5) Антиципации букв.
Антиципации - это предвосхищение буквы, к примеру, вместо красивый - «крисивый», то есть ребенок предвосхитил написание буквы И).
6) Ошибки двигательного запуска.
Пример: «чубо» вместо чудо - то есть ребёнок начинает верно писать букву д, но рука уводит его в написание буквы б.
7) Повторы предыдущих букв или слогов.
Примеры:
вместо мячик - «мячиик»;
вместо будто - «будтодто»;
вместо пластилин - «пластислин».
8) Смешение оптически схожих букв и зеркальность.
Примеры:
вместо они - «очи»;
вместо ежи - «зжи».
9) Неточное написание букв (лишние или недописанные элементы, много раз обводит букву), неточность оформления рабочей строки, слитное написание слов или наоборот раздельное написание слогов в слове.
3. Кто поможет справиться с дисграфией?
Школьный логопед. Он работает не только над постановкой звуков, но и занимается коррекцией нарушений письма и чтения.
4. Что будет, если пустить проблему дисграфии на самотёк?
Часто о детях, страдающих дисграфией, говорят, что они ленивы, несообразительны, невнимательны. Такие заключения совершенно несправедливы! Если над дисграфией не работать, то есть вероятность, что ребенок замкнётся в себе, понизится его самооценка, да и мотивация к учёбе.
Дисграфия: кто в группе риска? Как узнать, будет ли ребёнок страдать нарушением письма в школе?
Нажмите "палец вверх" и подписывайтесь на канал "Занимашки-Развивашки", если вам интересна тема развития и воспитания детей. Благодарю за внимание!