Найти тему
Детский Психолог

Этапы развития интереса ребёнка к книге. Как случайно не спугнуть заинтересованость чтением!

Оглавление

Родители как правило, указывают возраст от 5-6 месяцев до года-возрастом проявления интереса к книге.

Книга для маленького ребенка представляет собой единство трех составляющих:это определенного вида предмет; иллюстрации; текст. Поначалу (очень рано: с 4-7 мес.) книга интересна ребенку именно как предмет, с которым он взаимодействует:мнет, рвет, сосет.

Именно это — первые реакции большинства детей на книгу. И это нормально. Не ругайте малыша за это! Просто не покупайте в этот период дорогостоящих книг.

В возрасте 7-8 месяцев шуршащий, мнущийся и рвущийся материал может привлекать ребенка даже больше, чем яркий цвет.

После 8 мес. ребенок охотно играет с раскладной книжкой, складывая и раскладывая ее: это действие легче, чем листание страниц.

К году для многих детей книга становится любимой игрушкой.

Если малышу в этот период подсовывать книги с большим количеством текста и ещё и ругать за то, что он не слушает...точно потом будет отказываться слушать.

Если нет возможности покупать дорогие книги со всякими вставками и шуршащими элементами. Можно сделать такую самим. Я купила обычную тетрадку с дорожками и наклеила на них разные по фактуре материалы(бархат, ребристые тесемки, фетр, пупырчатую плёнку, и даже семечки, гречку, рис, просто намазывала клеевым пистолетом).Делала всё это долго. Но сыну до сих пор она очень нравится.

Вы на канале Детский Психолог. ССылка на статью о том, как я делала эту книгу будет в конце статьи
Вы на канале Детский Психолог. ССылка на статью о том, как я делала эту книгу будет в конце статьи

Ещё все дети делятся на Аудиалов и Визуалов

Первый тип — аудиалы, у которых способность воспринимать художественный текст на слух проявляется иногда даже раньше, чем интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им взрослыми наизусть. Иногда, слушая, ребенок не смотрит на мать, а иногда внимательно разглядывает материнское лицо, проявляя недовольство, как только мать пропадает из поля его зрения.

Книга постепенно заинтересовывает этих детей — как предмет, как игрушка, которую можно, как пишут родители, «пробовать на зуб», складывать и раскладывать,однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации.

Замечу, что любая книга поначалу является для ребенка игрушкой — ему совсем не обязательно иметь дорогие книжки-игрушки со звуковыми эффектами, разве что книжки с непромокаемыми страницами, с которыми можно купаться: в ванночке многие дети находятся в комфортном состоянии, активизирующем творческую активность: может быть, именно там ребенку захочется рассматривать книжки.

Второй тип — визуалы — дети, которым для восприятия текста поначалу необходима визуальная, материальная опора — книга. С 8-9 мес. ребенок начинает слушать чтение коротких текстов (в основном — стихотворных), сопровождаемых яркими иллюстрациями. На этом этапе первостепенное значение для ребенка имели рисунки и сама книга, а текст, произносимый взрослым,воспринимался как фон, как правило, ритмизованный и музыкальный.

В этот период ребенок может любить рассматривать книги самостоятельно, не требуя чтения их взрослыми. Однако постепенно текст книги для ребенка становится так же важен, как и изображение. Это проявляется в том, что появляется настойчивое требование чтения книг, выражаемое с помощью жестов и вокализаций.

Есть дети, у которых параллельно развивается интерес и к тексту, и к иллюстрациям.

Хотя ребенок нередко проявляет интерес к книге в возрасте до года, он еще не может быть настоящим «любителем» иллюстраций, так как сначала не может распознать изображение. В развитии восприятия ребенком изображения выделяются три стадии:

1) ребенок не различает в изображении предмета;

2) отождествляет предмет и изображение;

3) не только связывает предмет с изображением, но и различает их.

«Узнавание» изображений у многих детей возникает только после года — года и двух месяцев, и тогда в лексиконе ребенка начинают появляться слова, источником которых являются книги.

Несмотря на предубеждение большинства взрослых (и родителей, и педагогов) против черно-белых иллюстраций, годовалому ребенку легче распознать контур, линию, чем цветовые пятна; поэтому книжки с черно-белыми рисунками могут стать для него любимыми.

Показательно, что логопеды для работы с детьми раннего возраста нередко используют именно черно-белые рисунки.
Показательно, что логопеды для работы с детьми раннего возраста нередко используют именно черно-белые рисунки.

На второй стадии развития происходит только узнавание и называние изолированных предметов.

Неразличение изображения и предмета приводит к попыткам детей поймать нарисованную бабочку или схватить нарисованных мышек за хвостики, накормить нарисованного мишку, съесть конфету, изображенную на картинке.

На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги — собрание картинок с подписями или без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, — это особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка.

Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книжках, насколько «лексикон» книжки соответствует начальному лексикону ребенка.

Это тематические книги про цветы, овощи, фрукты, животных, птиц и т. п.: множество видовых понятий усваивается ребенком из этих книг.

Примыкают к таким книжкам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.

Сюда же можно отнести и карточки с простыми иллюстрациями.
Сюда же можно отнести и карточки с простыми иллюстрациями.

Еще одно любимое времяпрепровождение многих детей — разглядывание фотоальбомов с семейными фотографиями, сопровождаемое комментариями ребенка.

Только к 3 годам дети подходят к третьей стадии — начинают различать изображение и предмет.

В этот период детское восприятие книги объёмно: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление (переплет, формат, бумага, шрифт), иногда даже место чтения и «исполнитель» (тот человек, который будет читать книгу) находятся в восприятии ребенка в тесном единстве. Слыша знакомое стихотворение, ребенок бежит за книгой, в которой оно напечатано, и, листая, находит страницу с этим текстом.

Дорогие родители, читайте своим детям. Чем больше, тем лучше. Читайте те книги, которые нравятся вам самим и соответствуют возрасту малыша!

Не пугайтесь, если в 5 месяцев он начёнт жевать книгу, а в год и 3 месяца требовать другую с картинками. Это вовсе не значит, что ребёнок не любит книги. Просто на каждой стадии взросления свои особенности восприятия.

А вот список самых-самых книг для малышей

• Русские потешки. «Ладушки, ладушки», «Сорока — белобока», «Гуси, гуси»; «Идет коза рогатая», «Ой ду-ду…», «Пошел котик под мосток», «Заинька, выйди в сад», «Свинка Ненила», «У Аленки в гостях», «Кисонька Мырысонька», «Водичка, водичка», «Дедушка Ежок», «На реке камыши», «Гуси вы, гуси…», «Петушок, петушок…» и др.

• Народные и авторские сказки. Русские народные сказки: «Курочка Ряба» «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» «Кот, лиса и петух», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Маша и медведь». Англ. сказка «Три поросенка». Авторские сказки: Л. Толстой «Три медведя»; Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка».

• Стихи и сказки К.И. Чуковского. «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Путаница», «Цыпленок»; Загадки. Английские песенки в пер. Чуковского.

• Стихи других авторов. Английские песенки в пер. С. М. Маршака, А. Барто «Игрушки»; С. Михалков «Дядя Степа», «Котята»; С. М. Маршак «Вот какой рассеянный»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; Б. Заходер «Вот так мастера», «Про сома»; Ю. Мориц «Ежик резиновый», «Сказка про песенку», «Смелый гусь»; Г. Сапгир «Умный кролик», «Лошарик»; И. Токмакова «Крошка Вилли Винки», «Гном», «Усни-трава»; М. Яснов «Считалка с фамилиями»; А. C. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».

• Стихи, сказки и рассказы про животных. С. Я. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; В. Маяковский «Что ни страница — то слон, то львица»; Д. Самойлов «Слоненок пошел учиться»; В. Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота», «Теремок»; Сказки В. Сутеева: «Три котенка», «Цыпленок и утенок», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Кто сказал мяу? »; «Разные колеса»; Н. Носов «Живая шляпа»; А. Прёйсена «Козленок, который умел считать до десяти».

Вот ссылочка на статью про самодельную книгу...Делаем книгу с сенсорными дорожками сами...не тратя на неё от 500 до 1000 рублей!

Если вам понравилась моя статья, ставьте сердечко и подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации!

Вам может быть интересно:

Запускаем речь ребёнка сами

3 причины, почему родители боятся вести ребёнка к психологу

7 причин для обращения к психологу

"Аж мысли в голове чешутся"

Нужен ли кабинет для педагога-психолога в школе?

Топ-5 лучших книг о родительстве

Как подготовить ребёнка к консультации психолога

Что делать если ребёнок вас терроризирует

Очередная жуткая "детская" книга