Найти в Дзене

Горе. Взрослое и детское.

У каждого из нас есть опыт переживания утраты, потери. Этот опыт всегда прочно связан с негативными эмоциями. Трудно найти в нем что-то позитивное. Особенно, если это потеря близкого человека. Это – горе. Что мы знаем про горе? Знаем то, что это всегда очень больно, иногда невыносимо. Говорят, что его лечит время, и для каждого это разный по продолжительности период. За это время человек проходит пять стадий переживания горя – отрицание (шок), гнев (агрессия), торг, депрессия и принятие. И в каждом случае этот период протекает очень индивидуально, это зависит от многих обстоятельств. Иногда длительная болезнь подготавливает к неизбежному концу, иногда возраст, старость, но даже в этих случаях трудно смириться с потерей. Что же говорить, когда беда случается внезапно, в виде несчастного случая, злого рока, когда, казалось бы, ничего не предвещает, всё идет, как обычно, и вдруг – трагедия… Это очень тяжело принять и пережить. Но есть и третий вариант – самый худший, когда ты при это

У каждого из нас есть опыт переживания утраты, потери. Этот опыт всегда прочно связан с негативными эмоциями. Трудно найти в нем что-то позитивное. Особенно, если это потеря близкого человека. Это – горе. Что мы знаем про горе? Знаем то, что это всегда очень больно, иногда невыносимо. Говорят, что его лечит время, и для каждого это разный по продолжительности период. За это время человек проходит пять стадий переживания горя – отрицание (шок), гнев (агрессия), торг, депрессия и принятие. И в каждом случае этот период протекает очень индивидуально, это зависит от многих обстоятельств. Иногда длительная болезнь подготавливает к неизбежному концу, иногда возраст, старость, но даже в этих случаях трудно смириться с потерей. Что же говорить, когда беда случается внезапно, в виде несчастного случая, злого рока, когда, казалось бы, ничего не предвещает, всё идет, как обычно, и вдруг – трагедия… Это очень тяжело принять и пережить. Но есть и третий вариант – самый худший, когда ты при этом ребенок, и ничего не можешь сделать, ни на что повлиять. В твою жизнь приходят чужие взрослые люди и начинают управлять твоей судьбой.

Что там, впереди?
Что там, впереди?

Ребенок, попадающий в Систему, находится в состоянии потери (мамы, значимого взрослого), а значит - горя. Детское горе выглядит не так, как горе взрослого, дети обладают невероятным запасом жизненных сил и способностью к адаптации, поэтому горе у них длится периодами, а не непрерывно, как у взрослых. Но в тот момент, когда ребенок лишается родителей, попадает в учреждение, в этот самый момент его прежняя жизнь терпит крушение. Он лишается всего, что у него было и теперь ему надо привыкать к новым людям – детям и взрослым, к новым условиям жизни, к новому распорядку, к новым правилам, к новой еде, одежде и т.д. И ребенок также испытывает шок, агрессию, его настигает чувство вины, он может очень долго находится в депрессии, хотя внешне этого не будет видно, и, может быть, когда-нибудь произойдет принятие.

Страх и тревога - постоянные спутники ребенка, у которого нет родителей
Страх и тревога - постоянные спутники ребенка, у которого нет родителей

Для того, чтобы наступила стадия принятия человеку – взрослому или ребенку, нужна помощь, если не специалиста, то близкого человека, который просто смог бы быть рядом, обнял, послушал, не испугался. Каждому ребенку для нормального развития и взросления нужен значимый взрослый, на которого можно положиться. Травмированному ребенку такой взрослый просто необходим – надежный, понимающий, любящий, устойчивый, умеющий давать ребенку, который находится в остром дефиците внимания, любви, ласки и понимания. И этот период времени, когда ребенок будет способен только брать, может продлиться довольно долгое время. Поэтому взрослый, находящийся рядом должен быть уверен в своей способности выстоять и быть своеобразным «донором» для ребенка, надежной опорой. Кандидат в приемные родители, который перенес потерю ребенка очень уязвим, он должен пройти процесс горевания, включающий в себя оплакивание потери и примирение с этой потерей. Есть такое выражение – «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Это в полной мере относится к тем, кто пережил тяжелую травму. Невозможно помочь ребенку пережить горе, самому все еще находясь в нем, задвинув его глубоко-глубоко, чтобы не ранить себя. В таком случае горе станет горем в квадрате, и выбираться будет в разы труднее. Говорить, что человек отгоревал, можно тогда, когда в душе остается светлая грусть, светлый образ умершего или ушедшего ребенка. В психологии считается, что на процесс горевания, оплакивания нужно от одного до трех лет. В противном случае велика вероятность того, что родители будут переносить свои ожидания с родного ребёнка на приёмного, и от этого будут страдать и малыш, и мама с папой.

Принять и отпустить
Принять и отпустить

Нередко родители забывают, что приёмный ребёнок – это отдельная личность, со своими способностями, интересами и возможностями. Попытки максимально приблизить усыновленного ребёнка к умершему, постоянные сравнения и неудачи ребёнка преуспеть в том же, что и погибший крайне губительны для отношений. В таких случаях необходимо сначала отгоревать по ушедшему кровному ребёнку, пройти личную терапию с психологом, и только потом принимать ребёнка, желательно другого пола и внешнего типажа.

В Школе приемных родителей в безопасной атмосфере есть возможность внимательно посмотреть внутрь себя, осознать риски своей семьи, вспомнить ресурсы, получить индивидуальную консультацию или помощь психолога. И прийти к решению принять ребенка в семью уже осознанно, взвешенно, готовым к принятию и познанию новой души, новой личности.