Найти тему

Первый русский в Индии - записки путешественника

Знаете ли Вы человека, который впервые в русской литературе написал книгу, путевые заметки о настоящем "заморском" путешествии, совершённом не в паломнических целях? По своему замыслу это было торгово-дипломатическое путешествие, которое сам автор даже называл "грешным".

Человек этот - Афанасий Никитин, а его путевые записи известны под названием "Хожение за три моря" и описывают странствие по Персии, Индии и Турецкому государству, совершённое во второй половине XV века.

"Хожение за три моря" Троицкий сборник
"Хожение за три моря" Троицкий сборник

Афанасий Никитин - тверской купец, родившийся в крестьянской семье.

XV век, в котором он жил, начал в Европе эпоху Великих географических открытий. До этого времени, средневековые представления европейцев об Азии основывались на данных с завоевательных походов Александра Македонского (жившего ещё до нашей эры!) и его наследников, а также на рассказах раданитов - еврейских купцов, организовывавших торговлю между христианской Европой и мусульманским Востоком и живших во многих странах, вплоть до Индии и Китая.

В XV веке турки-османы завоевали Балканы и Малую Азию, тем самым взяв под контроль торговые пути. Торговля с Востоком была закрыта для Европы. Смириться с этим европейцы не могли, так как торговля приносила огромные доходы, нужно было золото и серебро, пряности, шёлк. Начались поиски новых путей. Так, отправившись в плавание на запад, желая найти морской путь в Индию, испанец Христофор Колумб открыл Новый свет, а португалец Васко да Гама нашёл путь в Индию, обогнув Африку.

Именно в этот период постоянных поисков путей и новых возможностей совершил своё путешествие из Твери Афанасий Никитин, первый русский достигший Индию (за 30 лет до Васко да Гамы).

Герб Великого княжества Тверского
Герб Великого княжества Тверского

А что происходило в это время на его родине? XV век в России - время, когда русские земли ещё были разделены на удельные княжества, считавшие себя самостоятельными государствами; монгольское иго было окончательно изгнано; Андрей Рублёв создавал свои шедевры; люди путешествовали только к святым местам. Одним из таких княжеств было Великое княжество Тверское. В период правления последнего Великого князя Тверского путешествовал Афанасий Никитин (в конце XV века, уже после смерти Афанасия, Тверь была взята Москвой).

Какие конкретные цели хотел достичь Афанасий, как он спланировал поездку и что в итоге вышло?

Иллюстрация Д. Н.  Буторина "Афанасий Никитин покидает Тверь" Источник: Яндекс картинки
Иллюстрация Д. Н. Буторина "Афанасий Никитин покидает Тверь" Источник: Яндекс картинки

Будучи купцом, а также смелым и предприимчивым человеком, Афанасий Никитин хотел распространять русские товары и наладить экономические связи с азиатскими, восточными купцами. Он решил отправиться в Шемаху (Шамахи) по Волге вместе с русским и шемахским послами на нескольких судах. Шамаханская царица из сказки Пушкина как раз была из этого восточного города.

Но всё оказалось совсем не просто, уже в Астрахани на Афанасия и его спутников напали татары, ограбили суда, несколько человек взяли в плен, а возвращаться домой, вверх по реке, не разрешили, чтобы другие не узнали о случившемся. Пришлось им плыть дальше по Дербентскому морю (сейчас это Каспийское море - первое море из трёх в путешествии) без товаров. Ещё одной бедой было то, что украли и книги, привезённые Никитиным с Руси. Среди этих книг был календарь, без него Афанасий боялся ошибиться в датах церковных праздников и сроках соблюдения постов, а ведь религия занимала важную часть в жизни любого русского в XV веке. Приходилось несколько лет в путешествии вести счёт дней по памяти или сверять с местными праздниками и датами.

Иллюстрация Д. Н.  Буторина "Татары атакуют корабли русских купцов" Источник: Яндекс картинки
Иллюстрация Д. Н. Буторина "Татары атакуют корабли русских купцов" Источник: Яндекс картинки

Что же было дальше? Неприятности не закончились, около города Тарки (современная Махачкала) поднялась буря и разбила один из кораблей, все люди с него были взяты в плен, остатки товаров разграблены. Послы сумели договориться об освобождении людей, а товары вернуть не удалось. Афанасий Никитин не хотел возвращаться домой с пустыми руками, тем более все товары были взяты на родине в долг, и решил отправиться дальше через Дербент, Баку, Персию и Индийское море (ныне Аравийское - второе в его путешествии) в Индию, о сказочных богатствах которой он много слышал. Знал он и о том, что будет первым русским "гостем" и до него туда ещё не "ходили".

Именно Индии и увиденному в ней посвящена большая часть записок: политическому устройству, природе, торговле, быту и нраву населения, традициям и обычаям.

Иллюстрация Д. Н.  Буторина "Приезд Афанасия Никитина
в Индию" Источник: Яндекс картинки
Иллюстрация Д. Н. Буторина "Приезд Афанасия Никитина в Индию" Источник: Яндекс картинки

Какие были первые заметки и впечатления из Индии? В первый день нахождения на индийской земле Афанасий писал, что люди здесь ходят наги и босы, только бёдра прикрыты тканью (фатой), у женщин голая грудь, волосы не бреют, головы не покрыты, много брюхатых и детей, все черны. В городе он увидел богатую индусскую знать, которую носили слуги в специальных ложах, несмотря на наличие у вельмож лошадей. Также он встретил людей в доспехах - это были монгольские завоеватели, магометане (мусульмане), покорившие эту часть Индии. Такая ситуация была знакома Афанасию, ведь Русь только избавилась от татарского ига.

Во время пребывания в Индии, часто приходилось жить в подворьях, в которых "господарыни" (хозяйки) есть варят, постель стелют и даже спят с гостями (с одной из таких женщин сближался и Афанасий). Особо любят здесь белых.

В путешествии у Никитина было много проблем, связанных с верой. Антипаломническое путешествие, в иноверные "нечистые" земли считалось само по себе грешным, но были и другие сложности. Лишившись книг, Афанасий не мог точно и строго следовать православному календарю; в новых землях он видел другую культуру и учил местные языки (в "Хожении" помимо текста на древнерусском и церковнославянском языке, есть фразы тюркские, персидские, арабские); однажды местный правитель забрал у него жеребца, пригрозил сделать рабом и требовал принять его веру. Принятие веры сулило хорошую безбедную жизнь, почётную службу, но Афанасий скучал по родине и желал когда-нибудь вернуться туда. Его спас вышестоящий чиновник, понявший его ситуацию.

Добрался Афанасий в Индии до большого города в надежде на хорошую торговлю, а в итоге совершил всего одну сделку и ту в убыток - перепродал жеребца. Это была единственная сделка за всю торговую поездку. Здесь он узнал, что в городе нет подходящих товаров для Руси, а все дороги ведущие из Индии на Русь непроходимы из-за постоянных войн. Пришлось ему жить в этом городе несколько лет, за которые он подружился с жителями, откровенно рассказывал про далёкую Русь, а они в ответ открывали ему свои тайны быта, религии, торговых дел. Многое он узнал: было у них 84 веры (столько разных сект), умерших они сжигали и пепел ссыпали в реку, акушеркой при родах служил муж, почитались вол и корова. Он ездил со знакомыми на ярмарки, смотрел храмы, видел боевых слонов.

На пятый год своего путешествия решил Афанасий отправиться домой. По пути к океану, он посетил Кулури - ювелирный центр Индии, где добывали алмазы, и купил их для продажи на Руси. Алмазы Индии имели мировую известность, и она долгое время удерживала монополию по их продаже.

Через Индийский океан он снова попал в Персию, а оттуда в турецкие земли. Здесь проверяли не вражеский ли он гонец и забрали все алмазы, торговать которыми он хотел на Руси. Так он снова остался без товара и денег. В турецком городе Афанасий работал за хлеб и плату за проезд домой. Наконец он отправился в плавание по Чёрному морю (третье за путешествие) и доплыл до берегов Крыма. Отсюда оставался один переход, вверх по Днепру - Русь совсем близко.

По дороге в родную Тверь, на Смоленской земле, Афанасий Никитин умер, оставив свои записки попутчикам - московским купцам. Попав в Москву, его дневники привлекли внимание - совершить и описать путешествие в неизвестный, новый мир, во время, когда кругом войны, враги и опасности, было делом великим. Сведения из его "Хожения за три моря" развивали кругозор у русских людей, ни разу раньше не слышавших достоверных фактов об этих землях, только истории из сказок, а данные о торговле и политике имели государственный интерес.

Небольшая справка об Афанасии и текст его записей были внесены в летописи и Троицкий сборник.

В новое время вновь открыл для людей записки Афанасия Никитина известный русский историк и литератор Н. М. Карамзин, который обнаружил их в архиве Троице-Сергиевского монастыря в Троицком сборнике. Карамзин опубликовал отрывки в примечаниях к одному из томов "Истории государства Российского" в 1818 году. Полное сочинение опубликовал в 1821 году другой русский историк П. М. Строев.

В 1958 году вышла экранизация: советско-индийский фильм "Хождение за три моря".

Плакат к фильму "Хождение за три моря"
Плакат к фильму "Хождение за три моря"

Возможно, родившись в XXI веке, Афанасий Никитин стал бы активным предпринимателем и тревел-блогером, за деятельностью и жизнью которого следило бы в онлайне много людей.

А Вы знали историю этого путешественника, читали его записки?