Очень необычное соревнование, стартующее в Венеции в первое воскресенье сентября. За первенство борются на разнокалиберных гребных судах юниоры, женщины, мужчины. Regata Storica не имеет официального спортивного статуса, но тем не менее собирает огромное количество зрителей и болельщиков. А начинается этот спортивный праздник с парада старинных, не совсем старинных и совсем не старинных судов. Зрелище необыкновенно яркое и живописное. Огромное количество "расписных челнов" выплывает из-за острова на стрежень Большого Канала. На переднем - Дож со свитой.
Золотая Барка.
Главное судно - современная ипостась легендарной церемониальной галеры "Золотая барка" - "Буцентаро", "Бучинторо", на которой очередной Дож ежегодно во время праздника Вознесения выходил обручаться с Морем. Настоящая барка, уничтоженная солдатами Наполеона, красоты была необыкновенной. На корме галеры стоял трон для правителя, нос украшался рострой в виде богини правосудия. В Военно- Морском историческом музее Венеции в "Зале кораблей" можно увидеть ее копию и фрагменты убранства. Ну и, конечно, полюбоваться ею на картинах Каналетто и Гварди.
Флотилия, которую возглавляет главный корабль, огромная. Мимо зрителей проплывают команды священников, в старинных костюмах, дамы - добровольцы Красного Креста, бравые корсары. Живописный кортеж медленно движется по зеркальной глади на фоне естественных декораций - дворцов и церквей Венеции. Гребцы стилизованных под суда 15 века лодок приветствуют зрителей одновременным поднятием длиннющих весел.
Откуда лучше смотреть?
Парад растягивается по всему Большому Каналу и завершается у Ка Фоскари. Для наиболее почтенных и почетных гостей строятся особые трибуны прямо на воде. Потенциальные зрители, ценящие комфорт, бронируют номера гостиниц с видом на Большой Канал и столики в ресторанах с террасами и верандами. Простые смертные устраиваются со складными стульчиками, кофе и бутербродами по пути следования костюмированного лодочного каравана. Место нужно выбирать тщательно и сильно заранее, поскольку желающих посмотреть очень много. Начинается парад в 16.00. Те, кто хочет получить хорошие фотографии разодетых в пух и прах участников идут на хитрость - отправляются к месту сбора у Арсенала, фотографируют, а потом мчатся на оберегаемые приятелями места.
Regata Storica - мероприятие с очень длинной историей.
Считается, что родилась она спонтанно. Гондольеры в ожидании клиентов решили таким образом скоротать время. Случилось это во второй половине 13 века. Предприимчивая администрация города решила подхватить это начинание, чтобы держать граждан в хорошей форме, так как Венеции часто угрожали нападением завистливые соседи, и сильные тренированные воины были совсем не лишними в Республике. В 1300 году в день Рождества Богородицы регата получила официальный статус. В 1489 году живописное состязание связали с именем королевы Кипра Екатерины Корнаро.
Незаурядная женщина с очень нелегкой судьбой. Ее портреты писали Тициан и Беллини. Потеряв мужа и сына, она была вынуждена проститься со своей новой родиной, передав Кипр под управление Венеции. Венецианцы, почему-то были уверены, что это для нее стало большим счастьем. С тех давних пор в кавалькаде обязательно присутствует красивая дама с королевской осанкой. Это она - Екатерина Корнаро, возвращающаяся домой.
В честь другой знатной дамы, Беатриче д*Эсте, юной и жизнерадостной музы Леонардо да Винчи, в конце 15 века на регате впервые стартовали женщины.
В 1500 году Якопо Барбари отметил маршрут Регаты на старинном плане Венеции.
Венецианцы упивались своей регатой, с восторгом наряжаясь в живописные маскарадные наряды для участия в параде и с азартом участвуя в спортивном ристалище. Но в 1797 году безжалостный Наполеон наложил вето на все массовые демонстрации и безобидная регата попала в их число.
Однако, при первой же возможности упрямые венецианцы возродили любимую забаву. Это случилось в 1841 году, а в 1899, ничтоже сумняшеся, прибавили к названию определение "историческая"
Спортивная составляющая.
Многих так очаровывает парад, что на сами состязания сил уже не остается. А зря. Это самая захватывающая часть праздника. Гребцы соревнуются в 4 категориях.
Все начинается с молодежи. Юниоры стартуют на двухвесельных гондолах pupparini, легких, юрких и очень маневренных.
Женщины выступают тоже на двухвесельных mascarete.
Затем в бой вступает тяжелая артиллерия - 6-весельные caorlline с представителями сильного пола на борту.
Апофеоз праздника - состязания гребцов-виртуозов на узких, как лезвие, gondolini.
Победителей и побежденных одаривают денежными призами и флагами самых разных расцветок. Вроде бы раньше полагался еще поросенок, но "зеленые" положили конец этому неуместному обжорству.
Гимн гондоле.
Золотая барка, галеры, украшенные фигурами скачущих коней и богинь, огромные лодки-мастодонты, убранные флагами с изображением льва - это, конечно, здорово, но главный водный символ Венеции - это, безусловно, гондола. Такой овеществленный мост между временами и эпохами, между мистикой и реальностью, между сказкой и обыденностью. Поэтому без гимна в ее честь обойтись нельзя. Хотя больше ей подходит панегирик - изначально речь при погребении, впоследствии хвалебное слово в торжественном собрании. Вроде бы давно уже должна умереть, но до сих пор живет и здравствует, добавляя своей хозяйке Венеции изысканности и шарма. Сама вся такая "внезапная и непредсказуемая" - асимметричная, без руля и ветрил, с загнутыми, как туфли у восточного великана, носом и кормой.
Самое первое упоминание о гондоле можно обнаружить в указе одного из дожей в 1094 году. Но имидж, отдаленно напоминающий современный вид, это удивительное судно получило в начале 15 века. Правда, тогда гондолы были самого разного цвета, как на современных парадах Исторической регаты и также богато украшены. На многих имелись деревянные кабины, задрапированные роскошными тканями. Чтобы прекратить нездоровое соперничество между владельцами лодок, всех обязали золото, резьбу, росписи с бортов убрать и перекрасить свои водные экипажи в черный цвет. Поначалу радикальный черный цвет казался погребальным и гондола напоминала многим, особенно поэтам, то
мотылька, чьим коконом мог бы быть гроб...
то похоронные дроги, везущие на заупокойную службу.
Но время шло, все привыкли и нашли, что венецианским гондолам пристал именно этот элегантный окрас. Вообще, это идеальная пара - Венеция и гондола. Ведь не в каждом городе вместо улиц - каналы, да еще достаточно узкие. Для передвижения нужна лодка очень непростая. Она должна черпать мало воды, управляться одним человеком, легко поворачиваться, быть безопасной и устойчивой. Гондола бесконечно совершенствовалась, чтобы отвечать требованиям своей капризной хозяйки - Венеции. К окончательному идеалу ее приблизил в1880 году Доменико Трамонтин на своей верфи около Сан-Себостьяна. Кстати, лодочная верфь Доменико находится сейчас в владении его потомков.
Сегодня это 11-метровая красавица, с разновысокими бортами, с хитро задуманной уключиной для весла, изготовленная из 280 различных пластин. При этом используется дерево 9 пород : дуб, вяз, липа, грецкий орех, лиственница, пихта, вишня, береза, красное дерево. На носу своеобразный клюв - ferro - с 6 зазубринами, символизирующих 6 районов города. Вместе с пассажирами и гондольером вес гондолы составляет около тонны.
Несмотря на все ухищрения конструкторов, управлять гондолой в узких каналах очень непросто. Для этого нужно отучиться 9 месяцев и получить специальную лицензию, но чаще всего гондольеры члены одного клана, одной династии. Профессия передается из поколения в поколение. Хороший гондольер в работе своеобразной грацией напоминает укротителя сказочного дракона. Поэтому даже в великолепной красочной водной процессии взгляд невольно выхватывает, в первую очередь, именно этих своенравных красавиц.
Сентябрь уже не за горами. Но если не получится попасть в Италию в ближайшее время, в планы на будущее нужно обязательно записать: первое воскресенье сентября - Историческая регата в Венеции. А пока можно сходить в ГМИИ им. Пушкина или в Эрмитаж в Питере и полюбоваться регатами Д.Каналетто и Ф.Гварди.