Найти тему
Крошка Ирэн

Что такое Баленсиага на самом деле. Что он оставил в наследство модникам всего мира и почему отказался "заниматься проституцией".

Оглавление

Сегодня Баленсиага - это скандалы, эпатаж, злая ирония и уродливые вещи, а начинался бренд с красоты и гармонии, подарив нам сразу несколько объектов вечной классики. И это был настоящий от кутюр, то есть высокая мода. Что оставил Баленсиага в наследство модникам всего мира и почему отказался "заниматься проституцией".

«Высокая мода подобна оркестру, а дирижирует им Баленсиага. Мы, остальные кутюрье, — музыканты, покорные его смычку», — отзывался о Кристобале Кристиан Диор.

А Коко Шанель и вовсе считала, что "Баленсиага - единственный истинный кутюрье, а остальные - не более чем дизайнеры».

Сьюзи Паркер в Balenciaga, 1950-е
Сьюзи Паркер в Balenciaga, 1950-е

«Баленсиага — это Пикассо от моды. Он экспериментирует с современными формами, сохраняя при этом уважение к традициям и классическому стилю», — британский фэшн-фотограф Сесил Битон.

«Кристобаль был мастером иллюзий, — историк моды Ричард Мартин. — Он создавал идеальные вещи, подходящие человеческому несовершенству».

«Он привнес в Париж стиль Испании», — Диана Вриланд.

Кто же этот человек, который вызвал столь уважительные отзывы коллег по цеху?

Жаклин Кеннеди в платье Баленсиага
Жаклин Кеннеди в платье Баленсиага

Кристобаль Баленсиага, французский дизайнер испанского, а точнее басского происхождения, сын рыбака и швеи, с раннего детства грезил о красивых вещах, наблюдая за работой матери. И уже с 13 лет работал сам.

Известен забавный случай, наглядно иллюстрирующий нашу поговорку "смелость города берет".

Когда Balenciaga было 13, его город посетила испанская королевская семья с многочисленной свитой. Платье одной знатной дамы, маркизы де Касас Торрес, но мнению юного Кристобаля, сидело неудачно, о чем он не смутился ей сообщить. А заодно и предложил сшить более достойный наряд. Маркиза опешила от такой смелости и даже нахальства, но все же согласилась.
Кристобаль сдержал свое слово и сшил по-настоящему изысканный наряд. Маркиза была столь впечатлена, что оплатила обучение талантливого юноши у известных портных.

Ученик не подвел и уже в 1917 году в возрасте 22 лет Кристобаль Баленсиага открыл свой собственный модный дом, всего через несколько лет его имя знала вся Испания, а среди клиентов были и члены королевской семьи.

Баленсиага, коллекция 1951
Баленсиага, коллекция 1951

Кстати, Кристобаль вернул маркизе все инвестиции, поблагодарив за ее доброту и веру в свой талант роскошным подарком - платьем невесты на свадьбу ее внучки в 1960 году.

Фабиола де Мора-и-Арагон выходила замуж за короля Бельгии Бодуэна I в необыкновенной красоты платье из плотного белого шелка с оторочкой из меха белой норки, которое стало одним из самых дорогих творений Баленсиаги.

То самое платье невесты
То самое платье невесты

Королева в свою очередь сделала реверанс и подарила свое свадебное платье Фонду Кристобаля Баленсиаги, который в свою очередь был преобразован из дома самой маркизы де Касас Торрес под руководством Юбера де Живанши. Вот как все переплетено в модном мире.

Французская, английская, испанская и бельгийская аристократия, американская политическая и финансовая верхушка, Марлен Дитрих, Глория Гиннесс, Грейс Келли и первая леди США Жаклин Кеннеди не смогли остаться равнодушными к его творениям.

-5

Наряды от Баленсиаги, помимо безусловной красоты и правильных пропорций, отличались еще и некоторой немного театральной скульптурностью форм и линий, тяжелыми складками плотных тканей, что само по себе придавало королевского статуса их носящим. Такая своего рода броня, но очень комфортная.

Вечернее пальто Balenciaga (1950), собрание Исторического музея в Чикаго,
Вечернее пальто Balenciaga (1950), собрание Исторического музея в Чикаго,

И при этом были необыкновенно женственными без слащавости, "живыми", если так можно сказать об одежде - все фалды и складки играли при движении. Это было завораживающее зрелище. Хитрый художник использовал шлейфы и ткань без подкладок, что создавало естественный каскад мягкий складок, позволяя ткани свободно двигаться по силуэту. Человек в наряде Баленсиага выглядел как ожившая статуя.

Лиза Фонссагривз в Balenciaga, 1950
Лиза Фонссагривз в Balenciaga, 1950

Считается, что кутюрье во многом вдохновлялся облачениями высших католических чинов и средневековой аристократической модой, матадоров и танцоров фламенко, при желании такое сходство в нарядах Баленсиаги можно найти.

-8
С середины 50-хх кутюрье стал сообщать прессе о выходе новой коллекции всего за один день, хотя в те годы это было принято делать это не позднее, чем за 4 недели. Так он пытался бороться к кражей идей, и невольно подогревал интерес публики к новым творениям.

В 1951 году он преобразил силуэт, убрав талию и расширив плечи. Такая свободная мягкая форма стала полной противоположностью приталенному жесткому силуэту New Look, тем не менее сам Диор восхищался творческим гением кутюрье и называл его «учителем всех нас».

Посетив же в 60-е годы Америку с ее многочисленными фабриками готовой одежды, кутюрье пришел к выводу, что растущая популярность прет-а-порте не оставляет кутюру шансов, а «заниматься проституцией», как он называл готовую одежду, он был не намерен. Что бы он сказал, увидев сегодня Zara&Co?

Эмоциональный и закрытый, Баленсиага в течение одного дня, и это не фигура речи, закрыл свой Модный Дом, даже не поставив в известность ни своих партнеров, ни своих сотрудников. И ушел со сцены.

«Король умер» - этот заголовок выпуска Women''s Wear Daily в марте 1972 года сразу давал читателям понять, о ком шла речь: в индустрии был лишь один общепризнанный король кутюра.

За свою долгую карьеру он дал всего одно полноценное интервью, а его идей хватило на то, чтобы заслужить мировую славу ему самому и дать творческий импульс его ученикам и последователям — Юберу де Живанши, Андре Куррежу и Эмануэлю Унгаро.

-9

Что же оставил Баленсиага в наследство модникам всего мира? Некоторые вещи, которые изначально казались безумным воплощением его идей, которые мы носим и сегодня практически в неизменном виде, придуманы им.

Неожиданные, необычные, но такие притягательные, позволяя женщинам одеваться не только красиво, но и комфортно.

Рукав 3/4

Элегантный и женственный укороченный рукав позволял демонстрировать изящные женские запястья, а злые языки добавляли, что и украшения на них. Не зря такой рукав иногда еще называют "браслетным". Сегодня мы можем видеть укороченный рукав практически повсеместно от пальто до "кофточек", от "тяжелого люкса" до масс-маркета. Этот сложный и неоднозначный элемент в зависимости от исполнения может придать образу и статусности, и, увы, вульгарности.

-10

Пальто-кокон или пальто-яйцо

Сегодняшний овер-сайз, уютный и безопасный, появился не сам собой. У него были модные предшественники, и один из них - пальто -кокон, напоминающий "домик" будущих бабочек.

-12

-13

Большие накидки

Напоминающие средневековые широкие плащи, в которые запахивались желающие остаться неузнанными таинственные незнакомцы и незнакомки, накидки от Баленсиага позволяли "спрятать" от любопытных глаз и дождя вечерний наряд, явившись восторженным взглядам в нужную минуту.

Силуэт трапеция для пальто и костюмов

Фасон расширяющейся к низу одежды, столь любимый сегодня солидными дамами, не просто позволяет скрыть дородность, к чему Баленсиага, очевидно не стремился, а в первую очередь сохранить несмятым платье или жакет под надетым на него пальто и подчеркнуть на контрасте стройность голеней.

кстати, считается, что воротник-стойку, как на фото, также ввел Баленсиага, в чем вновь угадывается некоторый отсыл к церковной одежде. .

ПАЛЬТО КАРЕ (ТРАПЕЦИЕВИДНЫЙ КРОЙ С АКЦЕНТОМ НА НИЖНЕЙ ЧАСТИ)
ПАЛЬТО КАРЕ (ТРАПЕЦИЕВИДНЫЙ КРОЙ С АКЦЕНТОМ НА НИЖНЕЙ ЧАСТИ)

Платья - мешок

Наглухо закрытое платье прямого покроя без рукавов и воротника. Что может быть проще? Тем не менее женщина в нем выглядит элегантно и женственно. Вспоминая известную шутку, если это мешок от Баленсиага, то любая будет выглядеть в нем стильно и достойно.

Платье-мешок Balenciaga, 1957
Платье-мешок Balenciaga, 1957

Юбка-баллон/колокольчик

Широкая юбка, немного собранная по низу, наиболее выигрышно смотрится из плотных тканей, на фото, например, из шелкового жаккарда. Тот случай, когда структурированный гипер-объем придает хрупкости и воздушности, и тот случай, когда фасон идет всем, хотя кутюрье и создавал его для стройных.

Лет 15 назад юбка-баллон переживала модное "второе пришествие"

-17

Платья- бэби-долл

Необычный и изысканный крой "детского платья" в исполнении художника и из дорогих тканей смотрится элегантно и женственно, а, спустившись до масс-маркета и в "экономном" исполнении откровенно и вульгарно. Платье-колокольчик вновь играло на контрасте пышного объема и стройности практически потерявшейся в нем женщины, комфорт и дистанция от окружающих одновременно, что может быть лучше.

-18
-19

Платья-туники

такое платье есть, наверное, в гардеробе каждой женщины вне зависимости от возраста и комплекции. И вновь лаконичный фасон, дающий удобство и грацию одновременно, правда сегодня, такие платья чаще всего носят с леггинсами или брючками.

-20

Дождевик

Легкая и объемная накидка от дождя, без которой сегодня не мыслим ни один гардероб человека любого возраста и пола, подарена миру также Баленсиага.

Модель в дождевике Balenciaga, 1950
Модель в дождевике Balenciaga, 1950

Присоединяйтесь!

Ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь статьей в соцсетях, комментируйте! Помогите каналу стать еще интереснее !

Смотрите еще больше интересного на страницах канала

Вернуться к списку статей

С политикой канала можно ознакомиться здесь