Ко второй мировой войне советские военно-морские силы (ВМС) не имели крупных надводных кораблей по типу линкоров. Стратегия действий на море строилась на тактике сдерживания противника малыми надводными силами(эсминцы, торпедные катера) и подводными лодками.
У СССР именно в военно-морской отрасли не было базы для строительства мощного надводного флота. Поэтому, перед войной были построены только четыре лёгких крейсера типа "Киров" и "Максим Горький" - по два на Балтийский и Чёрный флота.
Перед ними ставились задачи:
- обеспечения боевых действий подводных лодок у своих баз и в море
- разведки и поддержки разведки и атак эсминцев
- отражение десанта противника и обеспечение своих тактических десантов
- участия в комбинированном ударе сил флота по противнику в море
- боя с крейсерами противника
В принципе стратегия действий малыми надводными и подводными силами оправдала себя в годы ВОВ. Флот надёжно прикрыл фланги фронтов и не позволил немецким ВМС активно содействовать своим сухопутным силам.
Основу советских ВМС составили эскадренные миноносцы (эсминцы).
В их задачи входил практически весь спектр задач - от разведывательно-дозорной службы до артиллерийской поддержки фронтовых частей и десантов.
Для силовой поддержки самих эсминцев был создан класс кораблей - Лидеров эскадренных миноносцев.
Первым лидером стал, спущенный на воду 18 ноября 1933 года "Ленинград". На вооружении он имел пять 130-миллиметровых, три 76-миллиметровых, пять 37-миллиметровых орудия и четыре зенитных пулемета. Его скорость достигала рекордных 43 узлов, что давало возможность уйти от прямой торпедной атаки.
Но и сами эсминцы, во множестве выпускавшиеся советскими судоверфями имели практически такое же как у лидеров вооружение, и могли самостоятельно выполнять боевые задачи.
Ещё в первую мировую войну пришло понимание необходимости охраны морских коммуникаций. Именно для этого в СССР проектировались первые собственные боевые надводные корабли - сторожевые корабли (СКР) типа "Ураган".
В их задачу входила охрана транспортных и боевых судов от подводных лодок и вражеской авиации. Для этого они имели два 100-миллиметровых орудия, четыре 37-миллиметровые зенитные автоматические пушки, два зенитных пулемета, трехтрубный торпедный аппарат и глубинные бомбы.
Таким образом, СКР была самостоятельная боевая единица, которая могла обеспечить защиту и от малых надводных средств противника.
Центральным аэрогидродинамическим институтом под руководством А.Н.Туполева был разработан самый массовый торпедный катер советского ВМФ типа "Г-5" (до 1944 года построено 333 катера).
Несмотря на выявившиеся недостатки (низкая посадка, невозможность выпуска торпед при волне свыше 1 балла) "Г-5" успешно действовали на всех воюющих флотах и наносили ощутимый урон ВМС Германии и союзников.
В начале войны на катера поставили установки по запуску реактивных снарядов и они получили возможность обстреливать береговые и водные цели. Так торпедные катера превратились в суда артиллерийской поддержки.
Весь этот спектр надводных кораблей позволил советскому ВМФ активно действовать против немецкого флота и союзных ему флотов. Советские моряки действовали и на суше, формируя стрелковые части, которые хорошо показали себя в боях.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
Как вы оцениваете мощь советских ВМС в сравнении с флотом фашистской Германии?
Оглавление серии статей "Перед Великой Отечественной войной".