В минувший понедельник, 26 июля, в Петербурге разгорелся скандал – бабушка 4-летней девочки, начала агрессивно прогонять с общей детской площадки детей с аутистическим расстройством в сопровождении их воспитателей. Происшествие вызвало жаркую сетевую дискуссию. Одна сторона требует наказания для женщины-агрессора, вторая – поддерживает бабушку и говорит об опасности детей с особенностями для окружающих. Ведущий психиатр и психотерапевт нашей клиники, кандидат медицинских наук Елена Боярская рассказывает, что такое аутизм, действительно ли он опасен, и с чем сталкиваются родители «особенных детей».
Что произошло? Подробности конфликта
Инцидент произошел утром понедельника. В это время на общую детскую площадку жилого дома вывели своих воспитанников тьюторы центра «Какая разница».
«Какая разница» − некоммерческий центр помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Работники учреждения занимаются развитием коммуникации, социально-бытовых и академических навыков детей с особенностями, коррекцией нежелательного поведения. Также центр оказывает психологическую поддержку родителям и существенно помогает им в остром бытовом вопросе – родители могут оставлять своих детей на попечение опытных специалистов на время работы.
Так как центр арендует помещение в жилом комплексе, его воспитанники и сотрудники имеют равные права с жильцами на использование общей детской площадки. Кроме того, к каждому «особенному ребенку» центра во время прогулки был прикреплен отдельный тьютор-воспитатель.
Но, увидев детей центра с воспитателями на площадке, одна из жительниц ЖК возмутилась. Сперва она попыталась выяснить право их нахождения на территории. А после начала угрожать одному из тьюторов выгнать детей. Главным аргументом женщины стал страх за своего ребенка:
«Уводите детей отсюда. Больные дети пугают наших детей»
«У вас есть ваш двор. Мы еще выясним, можете ли вы и там гулять, с детьми вот с этими особенностями»
«У нас этого еще не было в доме»
«У вас свои должны быть…карантины, всякая х***нь»
Также, по данным информационного канала Mash, которые побеседовали с возмущенной женщиной, ее и ее внучку испугало поведение детей: «Они пугающе молчали».
На данный момент женщина удалила аккаунты в социальных сетях и избегает контактов с прессой. Тем временем, ее поведением заинтересовался Следственный комитет – по факту случившегося началась доследственная проверка.
Что такое аутизм?
Аутизм, или аутистическое расстройство – нарушение развития головного мозга и нервной системы с выраженным дефицитом социального взаимодействия, ограниченным интересом больного к окружающей реальности и повторяющимся (стереотипным) поведением.
Помимо самого аутизма, существуют и более мягкие формы развития нарушения – их относят к расстройствам аутистического спектра (РАС).
Например, есть синдром Аспергера. При этом заболевании речевые и когнитивные способности ребенка не нарушены. Страдает социальное взаимодействие – ребенку сложно понимать и использовать социальные, эмоциональные невербальные реакции, он не проявляет интерес к окружающим и к общению с ними.
Причины развития расстройства тесно связаны с генами. Эта группа заболеваний не может передаваться окружающим при общении или телесном контакте.
Как проявляются нарушения развития?
С раннего детства у ребенка проявляются заметные нарушения в общении.
Младенцы и маленькие дети реже улыбаются и откликаются на свое имя, редко смотрят в глаза, выражают свои желания при помощи манипуляций рукой другого человека.
Детки 3-5 лет реже показывают способность понимать социальную обстановку. Они не склонны подходить к другим людям, реагировать на их эмоции и общаться невербальными жестами. Им сложнее распознавать лица и эмоции окружающих.
Подробнее о признаках аутизма у детей мы писали здесь.
При этом такие дети вовсе не «любят одиночество», как это часто можно услышать. Им просто сложнее завязывать и поддерживать дружеское общение с другими малышами. К тому же, они часто встречаются с непринятием, непониманием и даже с агрессией со стороны других людей.
Что может напугать окружающих?
Одна из ключевых особенностей аутистических расстройств – стереотипное поведение. Ребенок может повторять одни и те же движения, возгласы.
Так ребенок пытается сбросить напряжение. Дело в том, что при аутистических расстройствах наблюдается мозаичность мышления.
Например, здоровый человек смотрит на ручку и сразу думает: «ручка». А у ребенка с РАС все сложнее, он думает: «Это прямой продолговатый предмет, им пишут… это ручка!». Так может происходить и с предметами, и с людьми.
В результате мозгу ребенка приходится постоянно обрабатывать слишком большое количество информации, он перенапрягается. А расслабиться ребенку помогает стереотипное поведение.
Правда ли, что дети с аутизмом – агрессивны?
Отчасти.
Действительно, дети с аутистическим расстройством могут проявлять агрессивность в поведении. Обычно это связано с тем, что ребенок из-за нарушений коммуникации не может выразить свои потребности (поэтому, например, агрессивность реакций чаще проявляется у детей младшего возраста и пропадает по мере взросления). Также это может быть реакция на пугающий внешний раздражитель.
Но чаще эти импульсы проявляются в качестве аутоагрессии – деструктивного поведения, направленного на самого себя. Например, ребенок может шлепнуть или укусить себя. И более редко агрессия направлена в сторону внешнего раздражителя, с которым ребенок не может справиться.
При этом агрессивные импульсы проявляются далеко не у всех детей с этим диагнозом. Кроме того, риск некорректного поведения и страха сводится к нулю, если за ребенком присматривает отдельный тьютор (как это было в случае с вышеуказанной ситуацией в Петербурге). Специалист помогает малышу справляться с тревожными ситуациями и успокаивает его, если нужно.
В связи с этим куда больший риск проявления негативных реакций связан с недоброжелательными людьми, которые ведут себя агрессивно по отношению к ребенку – кричат, возмущаются, дразнят, нарушают личное пространство, хотя ребенок демонстрирует нежелание тесного контакта. Но, опять же, индивидуальный тьютор тщательно прослеживает такие ситуации, поэтому, например, при прогулке ребенка вместе с тьютором опасности для других детей нет.
Более того, множеству детей с расстройствами аутистического спектра удается полноценно социализироваться и влиться в общество. Некоторые из них даже оказываются савантами – проявляют выдающиеся способности в одной или нескольких сферах знаний, приносят ощутимую пользу обществу.
А вот агрессивное поведение и негативное отношение со стороны взрослых – это реальная проблема. Общественное осуждение и травля пугают малыша, приводят к росту тревожности и нарушают процесс социализации ребенка.
А еще – это еще одна из многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители «особенных» детей.
Как общественное осуждение влияет на семью с больным ребенком?
Родители детей с РАС часто живут с постоянным нервным напряжением, тревогой, чувством вины и неуверенности, и даже с отчаянием.
Это происходит по целому ряду причин:
Страх за воспитание и будущее ребенка. К сожалению, в нашей стране плохо развита сфера социальной адаптации «особенных» детей, а вопрос рынка труда для лиц с особыми нуждами стоит еще острее.
Бытовые и экономические трудности. Родителям таких детей приходится сталкиваться не только с дорогостоящим процессом лечения, обучения и социализации, но и с трудностями в трудоустройстве и работе. Множество матерей детей-инвалидов просто не может позволить себе полноценную работу из-за заботы о ребенке.
Общественное осуждение. Родители часто сталкиваются с опасениями, брезгливостью, осуждением, психологическим и даже физическим насилием в адрес их детей. Такое отношение социума формирует чувство неполноценности и у родителя, и у самого ребенка, нарушает процесс адаптации.
Почему общество так реагирует на детей с особенностями развития?
С одной стороны, в нашем обществе принято много говорить о сострадании, эмпатии, дружелюбии. На этих светлых принципах мы стараемся воспитывать своих детей – мы хотим, чтобы они были хорошими, и чтобы само общество относилось к ним так же хорошо. Это эффективно работает – на словах.
Но что происходит, когда родители здоровых детей вживую сталкиваются с теми членами общества, к которым нужно проявлять особое понимание?
Все родители хотят для своих детей только лучшего. И у многих это желание трансформируется в нездоровую веру в «идеальный мир».
"Мой ребенок должен жить в идеально красивом, правильном и справедливом мире. Если какие-либо явления «выбиваются» из этой картинки – им не место в моем мире."
Реальность перестает соответствовать завышенным ожиданиям. Включаются механизмы тревоги – и человек начинает мыслить и действовать излишне эмоционально. Вместо трезвой оценки ситуации он руководствуется устойчивыми пугающими стереотипами:
«Дети с аутизмом – опасны! Их нужно оградить от моего ребенка, мой ребенок не должен этого видеть и знать! Этому здесь не место!»
Например, возьмем женщину из этой прогремевшей истории.
- Она могла спокойно разобраться в ситуации и понять, что ее ребенку ничего не грозит – дети из центра вышли на прогулку вместе с персональными тьюторами.
- Она могла воспользоваться ситуацией и дать своему ребенку хороший жизненный урок. Да, мир не идеален, бывают особенные детки, они отличаются. Но они не хотят причинить тебе зла, и они − так же, как и все мы – нуждаются в понимании, дружелюбии, поддержке.
- Она могла спокойно уйти с детской площадки, если ее страх и тревога были слишком велики, чтобы справиться с непривычным для нее явлением.
Но вместо этого эмоции взяли верх. Женщина показала своему ребенку и детям-воспитанникам центра, что неидеальным быть нельзя. Если ты отличаешься и не выдаешь привычную красивую картинку – ты будешь агрессивно отвержен.
Другие статьи по теме:
Я злюсь. Кто в этом виноват? Рассказывает психотерапевт
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы