Казалось, еще недавно президент Трамп обещал своим адмиралам "возродить былое величие ВМС США", но прошла всего пара лет и адмиралы вынуждены в буквальном смысле биться с Конгрессом за каждый эсминец. О подлодках и говорить нечего.
Данная статья была опубликована в журнале "Обозрение армии и флота" в 2017 году. Планы тогда у американцев были, скажем так, радужные. Сегодня аппетит адмиралов политики существенно поумерили, но для понимания текущей ситуации информация, изложенная в этой статье, возможно, будет полезной.
Новая концепция
Согласно новой Оценки желаемой численности флота (2016 Force Structure Assessment), которую 16 декабря 2016 года обнародовал тогдашний министр ВМС США Рэй Мэйбас, американскому флоту для эффективного и своевременного решения всех возлагаемых на него задач, а также успешного парирования сегодняшних и перспективных угроз в долгосрочной перспективе потребуется иметь в своем боевом составе не менее 355 боевых кораблей различных классов, включая 12 атомных многоцелевых авианосцев, 66 многоцелевых и 12 стратегических атомных подводных лодок, а также 104 крупных боевых надводных корабля (БНК) основных классов и 38 крупных десантных кораблей.
Заявка на флот из 355 кораблей превышает объявленную президентом США Дональдом Трампом еще во время его предвыборной кампании задачу наращивания численности боевых кораблей до 350 вымпелов и на 47 единиц или 1,5% превышает текущий показатель, установленный в 308 вымпелов (данный показатель планировалось достичь к 2021 году).
Особенно резко возросло количество затребованных флотом экспедиционных плавбаз нового подкласса ESB (рост в два раза по сравнению с вариантом оценки от 2012 года с коррективами от 2014 года), многоцелевых атомных подводных лодок (рост на 37,5%) и крупных БНК основных классов (рост более чем на 18%).
Фактически американские адмиралы задумали крупнейшее увеличение численности корабельного состава ВМС США со времен президентства Рональда Рейгана.
В случае, если правительство и Конгресс утвердят данный запрос, следующим шагом станет внесение изменений в 30-летний план военного кораблестроения, который должен быть утвержден в рамках принятия военного бюджета на 2018 финансовый год.
Изменившаяся обстановка
«Военно-морские силы обычно первыми вынуждены реагировать [на возникающие угрозы], поскольку они обладают способностью осуществлять передовое базирование, имеют высокую степень боевой готовности и отличаются многогранностью (универсальностью)», – подчеркивается в «Морской политике на период 2013-14 годов» (2013-2014 Maritime Policy), принятой Военно-морской лигой США в начале 2013 года.
«Мы – главная сила, решающая по всему миру задачи сдерживания и поддержания мира», – заявил в 2016 года на ежегодном симпозиуме Лиги подводников ВМС США заместитель начальника морских операций (командующего) ВМС США адмирал Билл Моран.
Однако, по мнению представителей командования национальных ВМС и ряда американских военно-морских экспертов, за последние годы боевой потенциал американского флота существенно снизился, в том числе и по причине достаточно серьезного сокращения его корабельного состава – в 2016 году он составлял всего 272 корабля основных классов, хотя к 9 января 2017 года вырос до 274 кораблей.
Вопрос о целесообразности и необходимости увеличения численности БНК основных классов и многоцелевых АПЛ неоднократно поднимался в США, но постоянно наталкивался на сопротивление со стороны представителей законодательной и исполнительной ветвей власти.
В первую очередь, по причинам экономического характера – на «хотелки» американских адмиралов банально не хватало денег. Впрочем, были и политические мотивировки такого решения, которые в основном сводились к тому, что, дескать, после крушения Советского Союза на просторах Мирового океана не осталось соперника, который хотя бы в ближайшем приближении может представлять угрозу для ВМС США. Ситуация стала меняться лишь совсем недавно.
Во-первых, американское военно-политическое руководство всерьез обеспокоилось стремительно растущей военной и военно-морской мощью Китая.
Причем, словно в подтверждение не беспричинности этого беспокойства, китайские адмиралы отправили в декабре 2016 года в западную часть Тихого океана авианосную группу в составе шести кораблей во главе с авианосцем «Ляонин» («Liaoning»), наглядно продемонстрировав и соседям, таким как Тайвань и страны – участники спора за суверенитет над островами Спратли в Южно-Китайском море (там, кстати, авианосная группа во главе с «Ляонином» провела, можно даже сказать провела демонстративно, учения), и Соединенным Штатам (своему главному теперь, видимо, конкуренту), и всему остальному миру, что ВМС НОАК сегодня обладают полноценным боеготовым авианосцем – о чем китайским военно-политическим руководством официально было объявлено в ноябре 2016 года – с такими же полноценными корабельной авиагруппой с корабельными истребителями J-15 и вертолетами различного назначения, а также кораблями боевого охранения.
Кроме того, 26 апреля 2017 года на судоверфи в Даляне был спущен на воду второй китайский авианосец – на этот раз построенный собственными силами корабль Типа 001А (в скором времени, кстати, будет готов и третий авианосец).
А во-вторых, «неожиданно восстал из пепла» российский Военно-морской флот, о котором в Вашингтоне уже и забыть успели, считая, что некогда могучий океанский ракетно-ядерный советский флот после распада страны навсегда почил в бозе.
И тут – походы в дальние районы Мирового океана, боевые стрельбы крылатыми ракетами морского базирования комплекса «Калибр» по террористам, радикальное обновление флота стратегических подводных ракетоносцев.
Да и впервые едва ли не в истории отечественного флота в реальных боевых действиях принял участие наш единственный авианосец. Кстати, «близкий родственник» китайского «Ляонина», до того носившего имя «Варяг».
Кроме того, никто не забыл и о соперничестве за Арктику. Так, в декабре 2016 года бывший командующий Европейским командованием ВС США и Верховныый главнокомандующий ОВС НАТО в Европе адмирал в отставке Джеймс Ставридис в интервью изданию «Милитари Таймс» («Military Times») заявил, что Арктика для Соединенных Штатов «представляет абсолютно жизненно важный интерес – не только для национальных интересов, но и в контексте НАТО, поскольку все арктические государства, исключая Россию, входят в НАТО, а Россия усиливает военную группировку на Крайнем Севере».
По его словам, «впереди – стратегическое соперничество за ресурсы – в первую очередь, за углеводороды и судоходные маршруты, а глобальное потепление усугубить его, сделав эти ресурсы доступными», а США на сегодня проигрывают другим участникам Битвы за Арктику, включая и Россию, в деле отстаивания своих интересов в этом регионе.
В частности, как указывают авторы доклада Исследовательской службы Конгресса США, имеющиеся у США два ледокола – один тяжелый «Полар Стар» («Polar Star») и один средний «Хили» («Healy») – совершенно не способны обеспечить деятельность американцев в Арктике, тогда как Россия располагает 41 ледоколом различного типа и реализует планы по строительству новых.
Причем второй американский тяжелый ледокол, принадлежащий Береговой охране «Полар Си» («Polar Sea»), в 2010 году потерпел крупную аварию ГЭУ и до сих пор не в строю. Это не говоря уже о том, что «Полар Стар» вошел в строй в 1976 году, а «Полар Си» – в 1978 году.
«Мы должны предпринять решительные действия с тем, чтобы получить суда, необходимые для защиты национальных и экономических интересов Америки в Арктическом регионе, – подчеркивает сенатор Тэд Кохран. – Соединенным Штатам необходимо иметь возможность круглогодичного доступа в полярные районы».
Хотя сенатор несколько лукавит – американский флот и так имеет круглогодичный доступ в Арктику, регулярно проводя там так называемые «Ледовые учения» (Ice Exercise – ICEX), в которых среди прочего принимают участие многоцелевые атомные подводные лодки, отрабатывающие всплытие во льдах, включая приполюсные районы.
Последнее такое учение продолжительностью пять недель проходило в марте 2016 года, в нем приняли участие две подлодки типа «Лос-Анджелес». Поэтому, говоря о необходимости усилить свое присутствие в Арктике, американцы в первую очередь подразумевают наращивание полетов авиации и походов надводных кораблей.
С другой стороны, адмирал Ставридис подчеркивает, что Соединенным Штатам «необходим диалог с Россией, который позволит сделать Арктику зоной сотрудничества, а не конфликта».
Проще говоря, «Гремучей змее» – а для тех, кто не в курсе, гремучая змея с подписью «DONT TREAD ON ME» (т.н. Гадсденовский флаг), что можно перевести как «Не тронь меня», изображена на гюйсе, используемом кораблями и судами Военно-морских сил и Береговой охраны США – наступили на хвост, и она теперь пытается огрызнуться. В том числе и за счет попытки наддуть себя, увеличив численность корабельного состава.
«Востребованность в Военно-морских силах постоянно растет, и это в то время как мы уже на протяжении длительного времени вынуждены бороться за восстановление их боевого потенциала, – подчеркивал в октябре 2016 года адмирал Билл Моран. – А это потребовало от нас принятия очень непростых решений. Мы были вынуждены определить наиболее важные приоритеты, мы были вынуждены направить основные усилия наших командований на обеспечение находящихся в море кораблей и на обеспечение личного состава ВМС, и мы были вынуждены принимать во внимание риск, существующий в отношении ряда важных программ модернизации. Но нам ясно одно – мы не можем продолжать действовать в этом направлении бесконечно. Требуются перемены. Нам, бесспорно, необходим более многочисленный и более мощный флот, готовый одержать победу в любой битве, куда нас отправит страна. Каким образом это надо обеспечить – вопрос для обсуждений, мы сегодня еще активно работаем в этом направлении».
«Предложенный план по увеличению численности корабельного состава флота – это, безусловно, выстрел, направленный в сторону России и Китая, чья военно-морская активность в последние годы существенным образом выросла, – подчеркивает в этой связи Кристофер Кавас в статье «Новая цель ВМС США – флот из 355 кораблей», опубликованной в американском еженедельнике «Дифенс Ньюс». – Возрождающийся российский флот получает новые подводные лодки и смертельно опасные малые боевые корабли, вооруженные крылатыми ракетами большой дальности, а российская авианосная группа поддерживает операции наземной группировки в Сирии. В свою очередь, на Тихом океане Китай во многом по образу и подобию ВМС США создает собственные современные Военно-морские силы, стремясь заменить США в роли гаранта стабильности в западной части Тихого океана. Соединенные Штаты приступили к переброске своих сил из Атлантики на Тихий океан, стремясь достичь соотношения по силам для данных регионов как 40/60, но усиливающаяся и провокационная деятельность России заставила вновь вернутся к необходимости поддерживать более крупные военно-морские силы на Европейском и Средиземноморском театрах».
И вот 16 декабря 2016 года в Пентагоне министр ВМС США официально объявил о результатах исследования, проводившегося специалистами американского флота с января 2016 года в целях оценки на долгосрочную перспективу численности корабельного состава, потребного для эффективного решения национальными Военно-морскими силами всех возлагаемых на них задач – с учетом имеющихся и могущих возникнуть в перспективе угроз различного характера.
Результаты исследований кратко отражены в новом документе – так называемой Оценке желаемой численности флота, в преамбуле к которой указывается:
«После подготовки последней поной Оценки желаемой численности флота в 2012 году и ее откорректированного варианта 2014 года глобальная ситуация в области безопасности претерпела существенные изменения, а наши потенциальные противники настолько наращивают свои возможности, что это уже подрывает наши ставшие уже традицией военную мощь и технологическое превосходство. В условиях новой обстановки планами военного руководства от Объединенных сил требуется иметь такие силы, которые позволят одержать победу над одним противником и сорвать планы второго противника, не дав ему решить свои задачи».
В результате прогнозная численность флота, на основе которой – в случае ее утверждения вышестоящим командованием и Конгрессом – американцам в ближайшее время предстоит принять откорректированный 30-летний план военного кораблестроения, оказалась даже несколько выше той, что была заявлена Дональдом Трампом еще во время его предвыборной кампании.
Напомним, что тогда он выдвинул идею о необходимости наращивания численности корабельного состава американского флота до 350 вымпелов – в противовес текущей планки в 308 вымпелов.
Новый план военного кораблестроения должен быть утвержден и принят к практической реализации в рамках военного бюджета на 2018 фин. год.
Причем представители командования ВМС США твердо уверены в том, что в том случае, если новый план будет принят, то проблем с его реализацией возникнуть не должно, поскольку все указанные в нем типы кораблей и судов уже находятся в серийной постройке и не потребуют дополнительного времени и затрат, исключая средства собственно на их постройки и оснащение (укомплектование).
Согласно новой Оценки желаемой численности флота, ВМС США необходимо довести численность корабельного состава до 355 кораблей и судов боевого обеспечения, в том числе: 12 атомных многоцелевых авианосцев, 104 крупных и 52 малых боевых надводных кораблей основных классов, 38 десантных кораблей различных классов и типов, 12 стратегических ракетных и 66 многоцелевых атомных подводных лодок, 23 командно-штабных корабля и судна обеспечения, 32 судна боевого обеспечения, а также 10 экспедиционных быстроходных транспортов и 6 экспедиционных плавбаз нового подкласса ESB (Expeditionary Support Base).
«Наши Военно-морские силы должны продолжать наращивание численности для того, чтобы продолжить обеспечивать безопасность Америки и защищать наши национальные интересы по всему миру, наряду с необходимостью продолжения противодействия терроризму и соответствующим образом отвечать на вызовы со стороны растущего Китая и возрождающейся России, – подчеркивал в этой связи министр ВМС Рэй Мэйбас. – При этом все расчеты, сделанные за последние почти 8 лет нашими специалистами и сторонними экспертами, говорят о необходимости наличия более многочисленного Флота. Вот почему мы в тесном взаимодействии с Конгрессом и промышленностью смогли успешно остановить происходившее в 2001-2009 годы сокращение [численности корабельного состава ВМС США], а за последние семь лет – законтрактовали постройку в общей сложности 86 кораблей. При сохранении этой динамики … Военно-морские силы будут способны достичь численных показателей флота, рекомендованных в Оценке желаемой численности флота, и смогут и далее обеспечить то глобальное присутствие, которое Военно-морские силы и Корпус морской пехоты предоставляют нашей стране».
Упор на БНК и МЦАПЛ
В первую очередь в плане стоят атомные многоцелевые авианосцы, по которым впервые за последние годы запланирован рост – всего на один корабль (с 11 до 12 единиц).
Но здесь надо понимать, что дополнительный авианосец и, соответственно, дополнительная авианосная группа, потребуют также значительного количества дополнительных боевых кораблей, самолетов и вертолетов, а также судов обеспечения и т.п., не говоря уже о личном составе, который надо будет дополнительно набрать и подготовить.
Так что в совокупности намерение командования ВМС США увеличить в перспективе количество авианосцев приведет к весьма существенному общему росту боевого потенциала американского флота, но потребует значительного времени и колоссальных средств.
Причина увеличения минимального количества атомных авианосцев вполне понятна – в последние годы существенно возрос объем решаемых авианосными группами и соединениями ВМС США задач, что привело к росту коэффициента оперативного напряжения. Со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и «вакууму силы».
Так, в декабре 2016 года впервые за многолетнюю историю регион Персидского залива остался без американского плавучего аэродрома – на смену ушедшему домой АВМА «Дуайт Эйзенхауэр», чье 3-е корабельное авиакрыло активно привлекалось к нанесению авиаударов по отрядам запрещенной в России организации ИГИЛ, новый авианосец не пришел.
Назначенный для этого АВМА «Джордж Г.У. Буш» задержался в Норфолке, где он проходил очередной плановый ремонт, который неожиданно растянулся по времени со стандартных шести месяцев сначала до восьми, а затем и вовсе до 13 месяцев, и форсировал Ормузский пролив только 21 марта 2017 года, став, таким образом, первым в годы президентства Дональда Трампа авианосцем ВМС США, прибывшим для несения боевого дежурства в Персидский залив.
Более существенным выглядит намерение увеличить минимально необходимую численность крупных боевых надводных кораблей основных классов – с 88 в текущем плане до 104 в перспективе.
Основу этой группировки составят крейсеры УРО типа «Тикондерога» и эсминцы УРО типа «Арли Берк», которые, согласно планам Дональда Трампа, намечается едва ли не поголовно обеспечить возможностями по решению задач противоракетной обороны, тогда как футуристического вила эсминцы УРО типа «Замволт» будут проходить период оценки флотом и адаптации.
В районе 2030-х годов американские адмиралы планируют вывести на сцену новый крупный боевой надводный корабль, в котором будут воплощены все преимущества кораблей, стоящих на вооружении ВМС США сегодня.
Столь резкий рост в потребности в крупных БНК, по оценкам американских военно-морских экспертов, обусловлен существенным увеличением угроз в зонах жизненно важных интересов Соединенных Штатов, а также необходимостью формирования дополнительной авианосной группы.
В частности, в течение 2015-16 годов целый ряд адмиралов и старших офицеров надводных сил ВМС США поднимали тревогу в связи со значительно возросшей «ракетной угрозой» в операционной зоне Тихого океана, в первую очередь, вероятно, имея ввиду рост военной мощи ВС Китая и принятие ими на вооружение новейших образцов управляемого ракетного оружия, включая и «противоавианосные» баллистические ракеты.
Это, по их мнению, требует увеличения численности боеготовых эсминцев и крейсеров УРО – как в зоне Тихого океана, так и в целом для всего американского флота. Как мы видим, чаяния «надводников» были услышаны вышестоящим командованием.
Примечательно также, что адмиралы намерены сохранить в количестве 52 единиц численность литоральных боевых кораблей (ЛБК), классифицируемых сегодня как фрегаты, и перспективных фрегатов, при создании которых должен быть реализован опыт, полученный американскими флотом и промышленностью в рамках программы создания и серийной постройки ЛБК.
Ранее, напомним, теперь уже бывший министр обороны США Эштон Картер говорил о намерении сократить численность закупаемых двух серий ЛБК до 40 кораблей, однако в сопроводительном письме к упомянутой Оценке в этом отношении особо указывается:
«Военно-морские силы никогда не снижали свою потребность в боевых кораблях данной категории ниже 52 единиц, несмотря на попытки Аппарата министра обороны в последние годы сократить их количество до 40, а то и еще ниже».
И это несмотря на то, что небезывестный сенатор Джон Маккейн назвал выделенные на создание и закупку 26 литоральных боевых кораблей средства в размере около 12,4 млрд долл. самым худшим примером того, как бездарно тратит полученные деньги Пентагон.
Данные корабли, как указывается американскими специалистами, потребуются для решения самого широкого спектра задач, включая борьбу с терроризмом и контрабандой, а также участие в многостороннем сотрудничестве по обеспечению безопасности на региональном уровне.
Причем 23 декабря 2016 года судостроители, компания «Остал USA» («Austal USA») из города Мобил, штат Алабама, официально передали американскому флоту очередной, уже девятый по счету, такой корабль – на этот раз катамаран, названный в честь Габриэль Гиффордс (USS Gabrielle Giffords).
Последняя, кстати, представляла в Конгрессе США штат Аризона, от имени которого в Конгрессе выступает и выше упомянутый сенатор Маккейн. Она выжила после совершенного на нее в 2011 году покушения и в 2015 году участвовала в церемонии крещения этого корабля, обошедшегося американскому бюджету в 475 млн долл.
«Мужество может выражаться в самых различных формах – физической, ментальной, духовной и политической. И Габби действительно проявила мужество и стойкость», – подчеркивал на церемонии крещения корабля вице-адмирал Филип Каллом, еще раз подтвердив, что небесспорный выбор имени для очередного ЛБК был сделан исключительно из уважения к Гиффордс и ее стойкости, которую не смогло поколебать даже такое страшное событие.
Впрочем, переклассифицированные ЛБК рассматриваются американскими военными уже не только в качестве вспомогательных, призванных решать все же задачи второго уровня, но и в качестве самых что ни на есть ударных кораблей.
Для этого их решено было довооружить – включить в состав бортового комплекса вооружения «дальнобойный» ракетный комплекс, способный поражать как надводные, так и береговые цели, расположенные на значительной – загоризонтной – дальности.
Первоначально в качестве такового был выбран ракетный комплекс с крылатой ракетой NSM (Naval Strike Missile), разработанный и выпускаемый норвежской компанией «Конгсберг» («Kongsberg»).
Соответствующие испытания данного комплекса с борта корабля данного семейства были проведены еще в 2014 году.
«Размещение ракетного комплекса с загоризонтной дальностью стрельбы на ЛБК является абсолютной необходимостью, – говорил в январе 2016 г. директор (начальник) Управления применения надводных сил Главного штаба ВМС США контр-адмирал Питер Фэнта. – Что случается, когда вы ставите дальнобойную ракету на какой-то корабль? Что будет, если вы соберете небольшие корабли и ударите по противнику с разных направлений? Мы выполнили соответствующее исследование совместно с Военно-морским колледжем США и также выполнили аналогичное исследование по этому вопросу в Главном штабе ВМС, и теперь мы можем с полной уверенностью сказать, что если отвести назад основную часть флота и дать возможность небольшим кораблям нанести удар по противнику. В этом случае, как мы выяснили, вы потеряете значительную часть этих небольших кораблей, но и весь флот противника пойдет тогда ко дну».
При этом он также вспомнил результаты проводившегося в 1980-е годы исследовательского учения, в ходе которого два вооруженных «гарпунами» ракетных катера на подводных крыльях типа «Пегас» (Pegasus), действуя против основных сил 2-го флота ВМС США в островной/проливной зоне, условно потопили значительную часть кораблей последнего.
Правда контр-адмирал Фэнта тогда отмечал, что норвежский ракетный комплекс – не является обязательным для применения в этом качестве, упоминая о возможности использования комплекса «Гарпун» или других аналогов (в конечном итоге на корабли поставили именно «Гарпун»).
В любом случае, бывшие ЛБК, а теперь фрегаты с новым вооружением смогут более эффективно использовать такие свои преимущества как малая осадка и высокая – до 40 узлов – скорость хода.
Кроме того, данные корабли было решено включить в единую «Военно-морскую интегрированную систему управления огнем и завоевания превосходства в воздухе» (Naval Integrated Fire Control-Counter Air или NIFC-CA), ядро которой составляет многофункциональная боевая система «Иджис» (Aegis Combat System).
Достаточно ощутимо планируется также нарастить численность и десантных кораблей американского флота – с 34 до 38 единиц.
В данную категорию американцы записали стоящие на вооружении ВМС США универсальные десантные корабли (LHA) и десантные вертолетоносные корабли-доки (LHD), десантные транспортные доки (LPD) и десантные корабли-доки (LSD), а также перспективные универсальные десантные корабли, условно обозначаемые LXR и уже прозванные американскими журналистами не иначе как «швейцарские армейские ножи для действия на море».
Только в этом случае, по оценке американских специалистов, десантные силы смогут удовлетворить все запросы Корпуса морской пехоты, а также решать задачи в рамках проведения гуманитарных или миротворческих операций и операций по ликвидации последствий природных или техногенных катастроф.
Впрочем, едва ли не самый значимый – с точки зрения не просто цифирек, а с точки зрения повышения боевого потенциала ВМС Соединенных Штатов в целом – имеет решение нарастить в означенный период численность флота многоцелевых атомных подводных лодок с планировавшихся ранее 48 единиц до 66 (увеличение сразу на 37,5%!).
Пожалуй, это самая амбициозная задача, поставленная перед собой командованием ВМС США в упомянутой Оценке, в том числе и по тем ресурсам (причем не только, и даже не столько, финансовым), которые придется задействовать для ее решения.
Дело в том, что американское подводное кораблестроение (впрочем, как и надводное) является высоко монополизированным – постройкой подводных лодок, стратегических ракетных и многоцелевых, занимаются только две компании, хоть и крупные – в разряде корпораций: «Дженерал Дайнэмикс» («General Dynamics») и «Хантингтон Ингаллс Индастриз» («Huntington Ingalls Industries»).
Их мощности на сегодня заняты постройкой многоцелевых АПЛ типа «Вирджиния» согласно текущим планам, к которым в ближайшем будущем добавится еще и серия из двенадцати – тут запрос сохранен командованием американского флота на прежнем уровне – подводных стратегических ракетоносцев нового поколения типа «Колумбия» (Columbia).
А тут еще дополнительно 18 подлодок!
Что же касается атомных подводных лодок с крылатыми ракетами типа «Огайо», то все четыре такие субмарины, переоборудованные ранее из серийных стратегических ракетоносцев типа «Огайо», по истечении их срока службы планируется списать и больше таких лодок флот строить не намерен.
«Их задачи будут решать ударные подводные лодки типа «Вирджиния» пятой строительной серии, которые будут оснащаться целевым модулем Virginia Payload Module, предназначенным для размещения необходимого дополнительного вооружения», – указывается в рассматриваемой Оценке.
Наконец, командование ВМС США видит необходимость и в относительном увеличении численности вспомогательных судов, кораблей снабжения и кораблей управления (штабных).
В частности, потребную численность судов сил боевого и тылового обеспечения действующей в Мировом океане группировки боевых кораблей планируется увеличить с 29 до 32 единиц.
Численность быстроходных экспедиционных транспортов (Expeditionary Fast Transport) и быстроходных транспортов (High Speed Transport) планируется сохранить на прежнем уровне в 10 единиц, однако уже на сегодня таких судов компании «Остал USA» законтрактовано 12.
Требует командование ВМС США и большего числа кораблей управления и поддержки (обеспечения) – их численность планируется увеличить с 21 до 23, что вызвано необходимостью ввести в боевой состав американского флота дополнительно двух кораблей разведки и наблюдения.
А вот количество потребных флоту экспедиционных плавбаз нового подкласса ESB, призванных решать задачи и в рамках войны с террором, и в системе обеспечения действий сил специальных операций, выросло по сравнению с вариантом оценки от 2012 года с коррективами от 2014 года ровно в два раза – с трех до шести единиц.
Данные плавбазы, ранее классифицировавшиеся как плавучие базы снабжения передового базирования (AFSB) и спроектированные на базе нефтяного танкера типа «Аляска», предназначены для обеспечения экспедиционных операций американских ВМС в удаленных районах без опоры на береговую инфраструктуру.
Все необходимое – вооружение, предметы снабжения и различные грузы – перегружается в море с плавбаз на базирующиеся на них тяжелые транспортные вертолеты и конвертопланы и затем доставляется на необорудованный берег или же на боевые корабли, принимающие участие в операции.
Кроме того, эти плавбазы предназначены и для поддержки действий различных сил, обеспечивающих проведение операции (вертолетов-тральщиков, подразделений спецназа и пр.). Таким образом, данные плавбазы специальным образом предназначены для обеспечения крупномасштабных десантных операций в районах, расположенных на большом расстоянии от береговой инфраструктуры на своей или дружественной территории.
О чем молчат документы
Впрочем, как представляется, представленный в конце 2016 года программный документ имеет ряд весьма важных недостатков. Или же недомолвок.
В частности, в рассматриваемой нами Оценке конкретных не содержится каких-либо более или менее конкретных данных по «желательному» для адмиралов авиапарку морской авиации ВМС и численности личного состава ВМС США.
Хотя упомянутая выше заявка на дополнительный авианосец потребует, соответственно, и формирования дополнительного корабельного авиакрыла в составе авиации ВМС, для чего в бюджет придется внести расходы на закупку до сотни самолетов и вертолетов различного назначения, включая не менее 48 самолетов семейства F/A-18, а также расходы на обучение и содержание дополнительного количества личного состава и т.п.
Впрочем, американские эксперты считают вполне обоснованным увеличение штатной численности ВМС США с текущих 324 тыс. человек до порядка 340-350 тыс.
Официальный представитель ВМС США в комментарии журналистам газеты «Нэйви Таймс» (Navy Times) в середине декабря 2016 года подчеркнул, что «в целях определения соответствующей численности личного состава потребуется провести дополнительные исследования».
Об этом же в своей речи 16 декабря 2016 года сказал и тогдашний министр ВМС США Рэй Мэйбас, отметивший, что Оценка желаемой численности флота – это лишь одно из целой серии исследований, которые выполнят специалисты ВМС.
В том числе – с учетом тех результатов, которые получены в рамках проводившейся под эгидой Конгресса и завершенной в октябре 2016 года серии исследований «Перспективная структура флота» (Future Fleet Architecture, также часто переводят как «Структура флота будущего»).
При этом, по словам министра, в случае необходимости Оценка может быть подкорректирована так, чтобы «наилучшим образом соответствовать задачам, которые будут решать ВМС в будущем».
Нет в документе и данных по тому объему финансирования, который потребуется для воплощения в жизнь этой «хотелки».
Хотя представлявший Оценку министр ВМС Мэйбас отметил, что данный ее вариант «лучше соответствует имеющимся ресурсам».
С другой стороны, документ этот все же больше «общей направленности», концептуальный так сказать, тогда как конкретные данные – по крайней мере, по объему расходов на реализацию этой «хотелки» – принято представлять после тщательного анализа и согласования в других официальных документах.
При этом следует отметить и вот что. Подготовка новой Оценки желаемой численности флота осуществлялась в недрах американского военно-морского министерства на самом деле уже достаточно давно – минимум с весны 2016 года.
Однако ее официальное представление ведомством, как утверждают знакомые с ситуацией эксперты, несколько раз переносилось, в том числе и по причине висевшего над всем Пентагоном, словно Дамоклов меч, секвестра, согласно которому от правительства требовалось сокращать как общие государственные военные расходы, так и расходы конкретно министерства ВМС.
После же того, как победителем в президентской гонке вышел Дональд Трамп, который намерен решительно наращивать национальную военную мощь, американские адмиралы и вовсе ее оперативно пересмотрели. Конечно, в сторону повышения.
Предпосылкой этому послужили обещания Д. Трампа не только отменить секвестр, но и даже нарастить военные расходы, часть из которых пойдет, естественно, ВМС и КМП США, которые являются, пожалуй, главными «китами», на которых вот уже несколько десятилетий держится глобальное военное присутствие Соединенных Штатов.
Но именно в этой предпосылке кроется и главная угроза для амбициозных планов американского военно-морского командования. Ведь если денег правительство по тем или иным причинам все же не найдет – эти планы так и останутся на бумаге.
Примерно так, кстати, произошло и с еще более амбициозным планом новоизбранного президента США Рональда Рейгана, с которым сегодня все чаще сравнивают Дональда Трампа (естественно, не по внешнему сходству, а по схожести основных положений экономической и политической повестки последнего с аналогичными планами идеолога «Звездных войн»).
Флот из 600 вымпелов, который хотели тогда построить в Белом доме, построен так и не был. Причем в значительной мере по причинам финансового характера.
В целом, руководство министерства ВМС США понимает «бюджетную проблему» и постоянно подчеркивает, что новый план кораблестроения, который скоро придется принимать, должен и будет соответствовать реальному положению дел с финансами и не станет какой-то чрезмерной нагрузкой для государства.
Представляя Оценку желаемой численности флота, министр ВМС Рэй Мэйбас в этой связи особо отметил, что данный документ не является зеркальным отражением тех запросов и пожеланий в отношении корабельного состава, которые высказали его подчиненные.
Ведь чтобы удовлетворить эти пожелания в полном объеме, по словам Мэйбаса, «потребуется удвоить текущий годовой бюджет [министерства ВМС США], что является совершенно невыполнимым как с точки зрения текущей, так и ожидаемой в будущем фискальной политики [государства]».
Впрочем, Дональд Трамп уже сказал, что деньги на «возрождение флота» он найдет.
Выступая 2 марта 2017 года перед собравшимися на борту нового многоцелевого атомного авианосца «Джеральд Р. Форд», американский президент пообещал построить крупнейший военный флот в истории Америки.
«Сегодня наши Военно-морские силы являются самыми малочисленными со времен – верьте или нет – Первой мировой войны, – сказал Трамп. – Не волнуйтесь, скоро они станут самыми крупными, чем когда-либо были».
Хотя над этими словами уже успели сыронизировать даже американские эксперты, поскольку на пике своего могущества ВМС США в годы Второй мировой войны имели в боевом составе 6768 кораблей. Вторая же мировая война, как известно, была после Первой мировой. Так что новый американский президент, похоже, просто выдал делаемое за действительное. Как оно будет на самом деле – посмотрим.
© Видео о катерах спецназначения ВМС США размещено в официальном аккаунте ВМС США на видеохотстинге Youtube.