В ходе своей дипломатической миссии в России в 1661-1662 годах посланник императора Священной Римской империи Леопольда барон Августин фон Мейерберг (или Мейерн) сделал множество записей о быте, нравах и народных обычаях России XVII века, по его распоряжению были также изготовлены рисунки и чертежи: виды городов и деревень, униформа служилых людей, народная одежда и многое другое. В том числе листы, посвященные Москве, Новгороду, Твери и Пскову, содержали изображения гербов. Но внешний вид гербов (пожалуй, за исключением московского) может озадачить современного геральдиста, т.к. указанные Мейербергом гербы не имеют аналогов в российской геральдике. Появившийся через несколько лет первый русский гербовник "Титулярник" содержал совсем другие земельные гербы... Откуда Мейерберг взял эти гербы, не совсем понятно.
Развитой на европейский манер геральдики в России тогда не было в принципе, в архитектуре гербы не использовались, геральдических книг тоже не было (все это расцветет через несколько десятилетий). Но заподозрить Августина фон Мейерберга в сочинительстве вряд ли возможно, он старался аккуратно записывать и зарисовывать для истории виденные им самим сцены. Но, так как в Европе гербы помимо прочего широко использовались на монетах, то и Мейерберг мог на основе виденных им монет русских княжеств "реконструировать" их гербы. Русские монеты его действительно интересовали, не зря среди рисунков была и таблица имеющих хождение в московском государстве монет.
С московским гербом вроде бы всё понятно
Московский герб у Мейерберга как раз геральдических нареканий не вызывает. Святой Георгий ко времени визита Мейерберга в Москву уже устойчиво воспринимался в Европе как герб московских государей (хотя сами русские и не считали всадника Святым Георгием, а видели в нем портрет скачущего на коне государя, поражающего монструозного гада).
Скорее всего Мейерберг, будучи при русском дворе, неоднократно видел и изображение всадника, поражающего дракона, и двуглавого орла. Но двуглавый орёл посланниками римского цесаря вполне вероятно воспринимался как исключительный знак Священной Римской империи, не зря же посольство поначалу даже отказывалось величать царя "величеством", не признавая его высокий статус, и только извлеченная на свет божий грамота императора Максимилиана царю Ивану Грозному убедила послов, что Римский император признаёт московского царя за равного.
А вот с гербами других городов сложнее:
Великий Новгород
В сочинении Мейерберга приведено два рисунка герба Великого Новгорода. Первый герб - всадник на коне, заносящий над головой саблю. О нем Мейерберг в примечаниях писал:
"Княжества новгородского древний герб. По завладении в 1477 году Великим Новгородом Иоанн Васильевич Грозный заменил этот герб изображением Св. Георгия со змеем..."
Мейерберг прав в том, что изображение всадника с мечом действительно было на новгородских монетах. Но эти монеты уже были промосковскими. Такие монеты в Новгороде чеканил великий князь московский Иван III после московско-новгородской войны 1477-78 годов. Тогда Новгород официально подчинился Великому князю Московскому, новгородский вечевой колокол увезен в Москву, а лидер антимосковского сопротивления Марфа-посадница арестована и пострижена в монахини.
Московский всадник в те годы еще не принял своего каноничного вида, на московских монетах всадник мог изображаться и с копьем, и с мечом. и с луком, и с ловчим соколом. Видимо, Мейербергу попалась московско-новгородская монета Ивана III, где всадник был изображен с мечом.
Второй Новгородский герб в альбоме Мейерберга - царь на троне, перед ним бьющий челом новгородец. Комментарий под рисунком гласил:
"Другой герб Великого Новгорода. Этот герб, после взятия великим князем Иваном Васильевичем Великого Новгорода, он разрешил им изображать на монетах".
Прообразом этого геральдического сюжета Мейерберга тоже скорее всего стала монета. На деньгах независимого Новгорода изображалась композиция из двух человеческих фигур, одна из которых в короне и более богатой одежде, а вторая склоненная, иногда держит в руках предметы (дары).
Четкого понимания, что же было изображено на новгородских монетах, нет до сих пор. Одна из популярных версий - это новгородский посадник, принимающий дары от стоящего перед ним новгородца. Во всяком случае С. Герберштейн в "Записках о московитских делах» писал "… Новгородская денга имеет на одной стороне фигуру князя, восседающую на престоле (седалище), а перед ним стоит склоненная мужская фигура".
Хотя вполне возможно, что левая фигура это Святая София, а правая как раз новгородский посадник, дающий присягу святой, либо денежный мастер, приносящей Святой Софии (символу Новгорода) произведение своих трудов - монеты. Может быть в короне изображена персонификация самого "господина Великого Новгорода" и жителя города (версия А. Орешникова). В пользу версии со Святой Софией говорит схожесть сюжета венецианских монет примерно того же периода: на них изображался покровитель Венеции Святой Марк, вручающий стоящему перед ним дожу знаки власти. Новгород в то время имел множество контактов со всеми европейскими купцами, наверняка новгородцам были известны и венецианские монеты, поэтому и сюжет "святой патрон города + управляющий городом вельможа" мог быть заимствован новгородцами для собственных монет.
Считается, что поначалу Иван Грозный после подчинения Новгорода сохранил новгородскую монетную чеканку (в том числе сохранил и рисунок с двумя фигурами), но заменил надпись на оборотной стороне с "Великого Новгорода..." на "Великого князя...". Так что Мейерберг был почти прав.
Тверь
Герб Тверского княжества в альбоме Мейерберга - всадник с копьем (или шпагой) наперевес.
На монетах тверских князей содержались самые разные рисунки: птицы, двуглавые орлы, сцены охоты, драконы, воины со щитами, лучник и даже "вознесение Александра Македонского на небеса". Один из сюжетов, использовавшихся до окончательного присоединения Твери к Москве - конный всадник с мечом.
Возможно этот всадник и послужил прообразом тверского герба в в сочинении Мейерберга.
Псков
Следующий герб из альбома Мейерберга - "старый герб княжества Псковского": на щите изображена коронованная голова быка. Российская геральдика таких гербов Пскова не знает. Мало того, даже среди древних печатей и монет Псковского господарства никаких бычьих голов нет.
Но вероятным прообразом этого герба являются псковские монеты XV - начала XVI века изображением небесного патрона Пскова - святого князя Довмонта, правившего в 1266-1299 годах. Портрет Довмонта на псковских монетах был выполнен достаточно грубо (не сказать кошмарно...): глаза навыкат, корона, заданная несколькими линиями, завитки по сторонам от головы - то ли ленты, ниспадающие от короны, то ли детали прически. Как правило, изображалась также верхняя часть туловища, отложной воротник и руки, в одной из которых меч.
Но на многих монетах детали туловища князя либо отсутствовали, либо были стерты от интенсивного использования. Монеты с таким изображением посол вполне мог видеть и держать в руках, не будем забывать, что псковские деньги прекратили чеканить уже в начале XVI века, то есть за 150 лет до визита Мейерберга; соответственно монетки были уже подержанными. Даже на хорошо сохранившихся экземплярах лицо князя выглядит очень схематично, напоминая то ли страшную маску, то ли морду мартышки. А на старых полустертых экземплярах все было еще хуже. Не мудрено, что Мейерберг принял лицо князя за голову животного, а завитки по бокам от головы идентифицировал как бычьи рога. Хорошо хоть, что понять былую принадлежность денег Пскову было просто - на обороте помещалась крупная надпись "Деньга псковская". Недаром Мейерберг назвал этот герб "старым", то есть уже вышедшим из обращения на монетах к моменту его путешествия.
****
Использованы:
- Рисунки к путешествию по России римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах, представляющие виды, народные обычаи, одеяния, портреты. Изданы Ф. Аделунгом. СПБ, 1827 г.
- Альбом Мейерберга, Виды и бытовые картины России ХVII века. Сост. Ф. Аделунгом, доп. А.М. Ловягиным, СПБ, изд. А.С. Суворина, 1903 г.
***
Еще на канале - "Что делает собор Василия Блаженного в гербе испанского маркиза"
В фильме "Женитьба Бальзаминова" снимались настоящие русские знамёна
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.