Найти тему
Ил Верхоустинский

Второе открытие Америки. Хулио Кортасар.Жизнь хронопов и фамов. Выигрыши.

Если быть исторически точным до конца, то фраза из названия статьи относится ко всей плеяде латино американских классиков и мастеров прозы, таких как гватемалец Мигель Анхель Астуриас, кубинец Алехо Карпентьер ну и конечно наше все от данного направления литературы колумбийец Габриель Гарсиа Маркес, этот товарищ вообще мне кажется так прочно обосновался в наших славянских головах и мыслях со своим “100 лет одиночества” что никто и не воспринимает его как писателя из другой “цивилизации “.

Но в данной статье остановлюсь именно на Хулио Кортасаре, настоящее имя Жюль Флоренсио Кортасар, просто потому что первый раз взял его в руки для прочтения 30 лет назад, в стране с названим СССР ну и соответственно второй раз в Стране с названием Российская федерация. А именно рассказ Жизнь хронопов и фамов, и повесть Выигрыши.

Жизнь хронопов и фамов, зо лет назад прочитав рассказ мысль была одна ” Delirium tremens” и перед глазами вставал образ Шурика в бессмертной комедии Гайдая в момент поступления его в учреждение закрытого типа, ну или если бы мы знали о наркотиках в той стране и том времени, то кислоты обожрался. Рассказ является гротескным сюрреализмом на обустройство капиталистического общества, в котором родился и творил Кортасар, чем то смахивает на сказки абсолютно условные. В этих сказках живут вымышленные существа хронопы, фамы, надейки причем никакого конкретного описания их облика автор не дает, так иногда упоминает что эти влажные, а те взлохмаченные но живут в реальном городе Буэнос–Айрес.На вершине пищевой цепочки в этом обществе находятся фамы, они вроде как чиновники с высоким рангом, надейки существа беспомощные и в общем равнодушные к своей судьбе ну и где то посередине находятся хронопы. Вообщем рассказ это какой-то вызов тому обществу в котором и живет Кортасар, но лично по моему мнению вызов уж шибко замороченный, но прочитав этот рассказ спустя 30 лет и в другой стране намного понятней становится подтекст произведения.

Но к счастью это было не первое произведение Кортасара, которое попало мне в руки, ибо скорее всего я забыл бы сразу об этом писателе. Сначала мне попалась повесть Выигрыши, вот это вещь действительно цепляющая лично меня, недаром эпиграфом романа Кортасар взял авторское рассуждения Достоевского о людях ординарных из романа Идиот.

-2

“…что делать романисту с людьми ординарными, совершенно “обыкновенными”, и как выставить их сколько–нибудь интересными? Совершенно миновать их в рассказе никак нельзя, потому что ординарные люди поминутно и в большинстве необходимое звено в связи житейских событий; миновав их, стало быть, нарушим правдоподобие”

Ф,Достоевкий,”Идиот”,ч.4,гл 1

Что бы стало совсем ясна фабула повести, мне кажется надо привести комментарии уже непосредственно к роману Федор Михайловича, и как мне кажется тут как нельзя лучше подойдет определение которое дает Михаил Михайлович Бахтин, русский философ ,литературовед “ Люди на миг оказываются вне обычных условий жизни, как на карнавальной площади или в преисподней, и раскрывается иной-более подлинный-смысл их самих и их отношение друг к другу”

Заниматься дальше кратким изложением повести не вижу смысла ибо займет не мало времени и цифрового пространства, персонажей не мало, хитросплетений их судеб и характеров тоже, два абзаца выше все объясняют.

В конце хочется привести пару цитат Кортасара первая общеизвестна, и дает представление о самом писателе. ”Человечество станет по-настоящему достойным своего имени в день, когда будет уничтожена эксплуатация человека человеком”

Вторую подчеркнул для себя, как раз перечитывая Выигрыши очень как мне кажется подходит к обществу инстасамок.

-Не могу поверить что ваша сестра незамужняя--Она тоже не верит этому-но уверяю вас, она из тех, кто говорит неправильно, но считает, что “вырвало” очень грубое слово.