К вопросу о государственной поддержке
Продолжая уже начатую тему, хотел бы особо остановиться на вопросах государственной поддержки сотрудничества со странами Африки. Чем можно объяснить тот факт, что мы тратим огромные средства на организацию и проведение форумов, подобных сочинскому «Россия – Африка» 2019 года, говорим там правильные слова но не контролируем деятельность тех госструктур, которые, как, казалось бы, должны были бы оказывать необходимую поддержку российскому бизнесу, стремящемуся осваивать африканский континент?
Возьмем к примеру так называемы Российский экспортный центр (РЭЦ) со всеми его «обвесами в виде ЭКСАРа и структур ВЭБа. От ряда компаний знаю, что зарегистрироваться там – дело не простое. Компании идут на это в ожидании того, что им реально будет оказана помощь, но получение этой помощи требует таких усилий по преодолению бюрократических барьеров, что редко кто доходит до финиша. Увы. Хотелось бы, чтобы сам процесс был бы упрощен, ясно, что без ущерба для обеспечения безопасности инвестиций. Как найти «золотую середину»? Я не знаю, думаю, что можно подсмотреть полезные моменты в практике деятельности наших китайских друзей. Если рассматривать их опыт и достигнутый результат, то вполне закономерным может быть вывод, что Китай смог стать новым, условно говоря «колониальным» хозяином Африки.
У нашей страны нет такого потенциала, но, если мы сможем понять, какие из стран черного континента являются для нас приоритетными – мы сможем сосредоточить наши ограниченные ресурсы на развитии отношений с конкретными партнерами и несомненно добиться успеха.
Мы много говорим о государственной поддержке экспорта машинотехнической продукции, но – есть ли хоть один пример участия РЭЦ или иных финансовых организаций в создании реальных механизмов этой поддержки? Мне, учитывая ограниченность опыта, такие примеры не известны. О чем речь? Известно, что практически все мировые производители автомобильной техники, например, имеют механизм продажи своей продукции на условия разного вида лизинга. При этом, как нормальные предприниматели, стремящиеся сохранить доверие к марке своей продукции, они обеспечивают техническое обслуживание по самым высоким стандартам. А мы? Что мы способны предложить? Пока примеров позитивного сдвига в этом направлении нет. Только слова, но и те через силу.
А примеров и по другим видам продукции очень много. Назовите мне хотя бы один положительный пример? Пример, который не связан с военной техникой. Я не говорю об опыте сотрудничества с Египтом – это другая Африка. Есть ли примеры в Африке южнее Сахары?