Рада приветствовать вас на канале ПСИХОЛОГИЯ СТИЛЯ!
Я не люблю классическую стилистическую модель из 5 стилей: классика, драма, натуральный, романтика и спорт.
В моей классификации их 7, потому что я точно понимаю, как, когда, в какой момент и, главное, ПОЧЕМУ все эти стили сформировались. Кому интересно — welcome на интенсив «Психология стиля», там много и подробно об этом рассказано.
Но фишка в том, что как и у архетипов Карла Густава Юнга, основателя аналитической психологии, так и у стилей есть теневые стороны, о которых мне захотелось вам сегодня рассказать, потому что именно в этих тёмных пятнах сокрыто самое интересное!
Так что же такое теневая сторона стиля?🤔
Представьте себе себя как 0 на графике функции X,Y. 0 — это вы ВНЕ всяких стилей, вы обнажённая, свободная от норм и правил, моделей поведения, воспитания и ожиданий социума. Ось Y — это положительные и отрицательные проявления стиля, а X — его «температура».
Условной «нормой» с точки зрения социума можно считать ваш стиль в пределах плюсовой температуры и положительной части графика (когда ваш внешний вид соответствует ожиданиям социума, не сворачивая ни в отрицание, ни в перфекционизм), вот только зона «нормы», как вы видите, очень ограничена и требует постоянного контроля, чтобы находится в её рамках.
Фишка теневой стороны и её потенциал как раз в том, что её амплитуда — огромна и на этой шкале есть всё: от серой мышки/ботанички/городской сумасшедшей до суперсобранной деловой женщины, одетой с иголочки, и женщины, которая не выходит из дома без полного мейкапа.
Очень наглядно и понятно этот спектр показан в фильме «Дьявол носит Prada», где главные героини — Миранда Пристли и Андреа Сакс — представляют собой две точки ОДНОГО И ТОГО ЖЕ спектра. Именно поэтому в финале главный редактор самого модного журнала и говорит своей помощнице, что она видит в ней себя и что она такая же, потому что спектр действительно тот же!
Фанатичное увлечение модой противоположно пренебрежению ею, но оба этих явления находятся на одной оси. Точно так же, как бодипозитив 2010-х — противоположность идеализации 2000-х.
Никто из нас не может быть ВНЕ моды, потому что никто не проводит свою жизнь вообще без одежды, но каждая из нас может находиться в любой части графика.
К примеру, вы недовольны своей фигурой, внешностью, весом или чем бы то ни было ещё и принимаете решение не обращать внимания на тренды и модные тенденции.
Значит ли это, что вы ВНЕ моды?
Конечно, нет, ведь вы же понимаете, что одеваетесь немодно и делаете это вполне осознанно + вы живёте в социуме и делаете этот выбор в здравом уме и в твёрдой памяти.
Зачем?
Вот тут то вам и поможет понимание стиля, на оси которого вы балансируете от топ уровня до полного пренебрежения своим внешним видом.
Если ваш гипертрофированный стиль или его отрицание в рамках классического стиля, например, то важно понимать, что этот стиль сформирован как способ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ себя в новом мире, и для мужчины это — про деньги и капитал, для женщин — про приличие и нравственность.
В основе этого стиля, который обрёл свою форму в 19 веке — новое общество и новые правила игры, где главным для мужчин была бизнес-жилка, предпринимательство, умение зарабатывать и достигать достойного места в социуме.
Поэтому классический стиль и лёг в основу трансформаций женского гардероба в 1980-х, когда женщины впервые начали занимать топ должности и становиться по-настоящему значимыми игроками на мировой бизнес-арене.
Если вы в теневой зоне этого спектра с мускулинной энергией и со знаком минус, это может проявляться как видимое пренебрежение тем, какое впечатление вы производите на клиентов и партнёров, но намекать на вашу скрытую или подавленную способность/желание стать гуру карьеризма и акулой бизнеса, однако для этого, возможно, вам придётся активировать в себе черты, которые вашему сознанию кажутся неблагородными, дурными, отвратительными и непристойными (совсем не обязательно они будут именно таковыми!).
Если же вы на холодной стороне женской версии, ваш выбор игнорировать моду может быть способом сохранить традиции и приличия, чтобы не дай бог не выделиться из сообщества и не показаться какой-то не такой.
Отличной подсказкой о вашей теневой стороне является ваша неприязнь или сильные эмоции относительно кого-то, кто, как вам кажется, выглядит и одевается неподобающе: слишком откровенно или, напротив, закрыто, подчёркивая недостатки фигуры, что вас почему-то цепляет, или сверхфокусируясь на внешний вид.
Подумайте, как выглядят и во что одеваются женщины, которые раздражают вас больше всего? Какие они? Высокие, маленькие, стройные, аппетитные, яркие, неаккуратные?
Возьмите лист бумаги и выпишите все типажи, которые вас раздражают, вызывают отклик, эмоцию. Потратьте на это 10-15 минут, но запишите всё, что вас бесит во внешности других — не только в одежде, но и в общем внешнем виде, причёске, стиле, силуэте и пр.
Всё, что вас раздражает, имеет огромный потенциал для вашего развития и самосовершенствования!
Раздражают женщины, которые позволяют себе носить мини при некрасивых ногах? Внутри вас бьётся бунтарка, которая хочет (и может) шокировать, но боится это делать, тратя мегатонны энергии на удержание себя «в узде».
Не можете пройти мимо плохо одетой женщины в мятой одежде? Подумайте о том, где вы держите себя в ежовых рукавицах, не давая расслабиться, чтобы не «потерять лицо» и т.д. Перечислять можно бесконечно.
Должны ли вы, осознав свою теневую сторону, тут же выйти из тени на яркий свет? Совсем не обязательно!
Остаться на теневой стороне регистра в «холоде»и в «минусе» — нормально, это тоже выбор, но лучше осознавать его и понимать, что этот выбор делаете вы сами, а не общество, обстоятельства или внешние факторы.
Завтра разберём, что такое «плюс» и «минус» стилистического графика, а также поговорим о «тепло/холодно», а пока подписывайтесь на наш канал и делитесь этой статьёй с друзьями, если считаете, что эти знания будут полезны и им.
Ваша Полина Уханова,
Основательница Школы МОДА+ИСКУССТВО, эксперт по психологии стиля и ДНК бренда, автор более 45 лекций, культурно-просветительских курсов, практикумов и интенсивов, лектор Государственного исторического музея, Центра братьев Люмьер и телеканалов КУЛЬТУРА, МИР24, Москва24, Радио России и МАЯК