В/на Украине существует информационный ресурс под названием Український мілітарний портал. Строго говоря, слова "мілітарний" (предполагается, что в переводе с мовы это означает "милитаристский") в украинском языке не было, это очередной прогиб в сторону наглосаксов (которым, как показывает практика, он до одного места), а сайт этот даже по умолчанию англоязычный:
Само собой разумеется, что столь солидный и авторитетный портал и новости предлагает соответствующие. Вот, к примеру, одна из таких:
"...На Украине изучают возможность локализации производства истребителей Су-27 и МиГ-29..."
Прежде всего меня удивило вот это "на Украине". Интересно, скоро автора обвинят в зраде и объявят російським шпигуном (шпионом)? А если по сути, то "изучать возможность" можно кому угодно и в какой угодно области. Никто, к примеру, не сможет запретить мне изучать возможность создания двигателя для перемещения в гиперпространстве. У меня нет для этого необходимых знаний, нет технологий, нет специалистов и производственной базы. Но ведь это не может мне помешать изучать возможность, не так ли?
К чему это я? Да к тому, собственно говоря, что с производством истребителей в/на Украине картина примерно аналогичная…
Судите сами: конструкторские бюро Сухого и Микояна вместе со сборочными площадками всей документацией находятся в России. Там же расположено производство большинства комплектующих. Выпуск обеих моделей в России продолжается как для российских ВКС, так и на экспорт в Египет, Индию, Сирию. Другое дело, что эти машины неоднократно подвергались глубокой модернизации. Модернизировались двигатели, система управления, электронная начинка — в общем, почти все основные системы истребителей. Сравнивать эти самолёты с теми машинами, что много лет хранятся в стране 404, просто некорректно.
Это при том, что там вместо полноценных заводов — две ремонтные мастерские, задачи которых сводились и сводятся к попыткам поддержания в относительно работоспособном состоянии парка самолётов, которые вышли с заводов ещё в СССР (сколько им лет, каждый может подсчитать самостоятельно) и даже на этом поприще они не могут похвастаться особыми достижениями.
В зоне боевых действий ВСУ авиацию уже не используют (поначалу пытались), в тылу тренировочных вылетов практически не бывает. Когда же случилась пара громких аварий, то создалось такое впечатление, что небратья решили без крайней нужды к этим летательным (в прошлом) аппаратам вообще не приближаться.
Для справки: в России модернизация истребителей старой постройки признана нецелесообразной в связи с их физическим износом. Иначе говоря, дабы не рисковать жизнями лётчиков, проще создавать новые самолёты.
Официально считается, что на вооружении ВВС Украины стоят 34 Су-27 и 37 МиГ-29 (при этом какая-то их часть - это учебные машины). Сколько их там на самом деле (точнее, сколько из них способны хотя бы теоретически подняться в воздух) никто не знает (а кто знает, тот не скажет).
Предположим, что это треть от заявленного количества (неточно, согласен, но надо же от чего-то отталкиваться), но даже если это так, то достигнуто это за счёт так называемого каннибализма. То есть, ремонт одного самолёта обеспечивается запчастями, снятыми с других (последние, разумеется, в процессе этого приходят в полнейшую негодность). Во всяком случае, именно по этому принципу в/на Украине действуют ремонтные бригады, когда речь идёт о бронетехнике, артиллерии и даже стрелковом оружии.
Иными словами, мощностей не хватает даже для решения задач ремонта и поддержания работоспособности. Что там говорили о производстве новых истребителей?
И ведь это только общий взгляд. А если чуть копнуть вглубь?
К примеру, кто, из чего и на чём будет делать планеры для этих самолётов? А двигатели? А радиоэлектронное оборудование? А вооружение?
Ну и самое главное — люди. Специалисты. Инженеры, конструкторы, технологи. Есть обоснованное подозрение, что все, кто что-то знал, умел и что-то из себя представлял, уже давно работают в России. На тех же самых производствах Сухого и Микояна с Гуревичем.
Всем добра!
В статье использованы материалы А. Роджерса.