Найти тему

Мини-энциклопедия КТО ЕСТЬ КТО В "ЗВЕРИНОМ" МИРЕ. Часть 4: зоо-(энимал-)терапевты

В любительской #кинологии и #фелинологии тьма-тьмущая самых разнообразных терминов. Об их неверном употреблении и выдумывании новых я писал уже не раз. Но здесь я не стану просто бранить невежд.

Я предлагаю вернуться к тому языку, который будет одинаково понятен и профессионалу, и любителю, и совсем неподготовленному слушателю. Иногда им приходится общаться, и лучше, чтобы они друг друга понимали.

Часть 1: разведение

Часть 2: кинологи и фелинологи

Часть 3: зоопсихологи

Часть 5: достижения медицины в области психики и поведения

Я уже довольно давно, практически в самом начале дзеновской карьеры, публиковал статью-доклад о зоотерапии, в которой подробно разбирались её возможностии и перспективы. Причём, даже по разным видам животных. Тогда мы сделали вывод о том, что именно собаки являются тем уникальным видом, который даёт максимум возможностей.

Но всё это было давно, с тех пор появилось и оформилось несколько самостоятельных течений, не ограничивающихся разрозненными компаниями энтузиастов. Свои практические наработки, а не только теоретические изыскания, появились и у нас. Вот об этом всём я и попытаюсь рассказать, сведя к минимуму собственное самовосхваление.

Фото с просторов; архивные фото реальной работы публиковать нельзя.
Фото с просторов; архивные фото реальной работы публиковать нельзя.

И начну я с самого развитого на сегодня течения, ухитрившегося получить формальное подкрепление.

Канис-терапия

Это ещё и самая очевидная разновидность #зоотерапии . Собственно, всё по той же причине: собаки, в отличие от большинства других животных, всегда под рукой и всегда готовы к сотрудничеству.

Ассоциация канис-терапии

В последние годы некая "банда единомышленников" сумела придать более-менее официальный статус своей деятельности, организовавшись в "ассоциацию", которая существует, как минимум, в нескольких городах России. Эти граждане даже добились утверждения стандарта на подготовку #собак-терапевтов .

Правда, в стандарте прописана только формальная проверка собак на безопасность и послушание – с сугубо кинологических позиций. Единственным исключением является готовность собаки работать с посторонним, а ещё точнее – её неконфликтность при попытках вмешательства постороннего, что, вообще-то, противоречит социальным нормам вида. Но зато никаких более специальных требований к подготовке зверя не предъявляется.

Тем не менее, #канис-терапевты применяют #собак в работе с детьми-инвалидами, главным образом – с ограниченной подвижностью. В ряде случаев собака работает как "ведущий", диктуя траекторию движения и служа опорой. Однако, даже минимальное использование инициативного поведения собаки (самый известный пример – "подушка безопасности" для больных эпилепсией) считается, скорее, везением, чем регулярной практикой. Что же касается главной особенности собак – осознанного партнёрства – оно не используется вовсе.

Собаки-поводыри

Самая известная разновидность. Собственно, это и не терапия даже, а "паллиативная помощь". Собака-поводырь помогает своему человеку ориентироваться в пространстве и не попадать в опасные ситуации. Это очень сложная работа, ведь от того, насколько собака способна уверенно и адекватно вести себя в реальной среде – пусть и в достаточно типичных условиях – зависит благополучие и даже жизнь человека.

Кстати, ремарка о типичных условиях может играть значение иметь роль оказаться достаточно важной: ведь маршруты в магазин, поликлинику или еще куда-то разучить не так трудно, как, например, одинаково спокойно вести себя и в дачном посёлке, и в городском дворе, и в лесу у озера. К тому же, поводырей тщательно отбирают на всём протяжении подготовки, которая начинается ещё со щенячьего возраста.

Подготовкой #собак-поводырей до недавнего времени занималась только одна государственная "собачья школа" в Купавне. Но сейчас от сырости завелось образовалось ещё несколько подобных частных заведений. И, если в Купавне отродясь был "полный цикл" подготовки собак, то частники практикуют волонтёрство: щенков раздают энтузиастам, возлагая на них обязанности по выращиванию, воспитанию и частично – специальной подготовке. Такой подход кажется весьма странным, при том, что в любительском собаководстве сейчас очень распространена технология выращивания, приводящая к множеству проблем в психике.

Другие виды канис-терапии

Всякие прочие деятели пока так и остаются отдельными энтузиастами. Правда, как раз они придумывают всякие разности о том, как ещё можно использовать способности собак. Но большинство ограничивается тактильным контактом и своеобразной "страховкой" человека. Функциональная сторона – собственно взаимодействие – всё равно практически не востребована. А ведь собака способна не только замечать предвестники эпилептических припадков, но и понимать "сверхзадачу".

Не о собаках, конечно, но о способности понимать цель занятий: кошаки, живущие в стае, обожают развивать движения у малышей. Ведь в кошачьей жизни точность движений важна чрезвычайно.
Так, один из наших котов, когда у нас росли фоксята, подбегал к едва встающим на ножки щенкам и хватал их за бока. Они оборачивались, теряли равновесие, сосредоточенно вставали на ножки... и снова становились "жертвами" кота.
А другой наш кот, когда рос мой сын, приходил к нему по утрам после кормёжки и щекотал хвостом ладошки. Тот рефлекторно пытался схватить хвост, а кот его убирал. Тем самым, кот развивал у него пресловутую мелкую моторику, необходимую для координации нервных процессов.

Иппотерапия

Пожалуй, это следующий по доступности метод зоотерапии. Нынче уже существуют и специальные центры #иппотерапии , а так-то при минимальной подготовке работу можно наладить хоть на прокатной конюшне.

Впрочем, обычно примерно так и делают. Просто выбирают более тихих лошадей, на которых нетрудно удержаться даже ребёнку. А бóльшего и не требуется: главное в иппотерапии – сидеть на движущейся лошади. Принято считать, что ритмичные вибрации и напряжение мышц для удержания на коне – и есть основные факторы этого метода.

Фелинотерапия

Основная идея этого метода знакома практически всем. О том, что у кошек есть привычка ложиться на больное место, слышал, наверно, каждый. Это объясняют "живым теплом", влиянием вибраций от мурлыканья или ощущений от поглаживания; мистики (хотя что тут мистического? сплошная физика!) начинают рассуждать о биополях. И так далее, и тому подобное. Единственное, что можно сказать по этому поводу – что никто из рассуждающих толком не знает, как работает то, что пытаются применять.

По поводу возможностей фелинотерапии не стану снова много писать от себя. Просто отошлю вас к врезке, которую сделал под описанием канис-терапии. Напомню, что там я написал как раз об инициативном участии кошаков.

Дельфинотерапия

Дельфины – существа, в нашем представлении, чрезвычайно умные. И по неведомым причинам тоже очень расположены к человеку. Не иначе, как их распирает по отношению к нам такое же любопытство, как и нас...

Работу с дельфинами тоже можно было бы строить на партнёрстве, если бы мы могли придумать, как это сделать. Но нас разделяет несовместимость среды обитания, поэтому использовать возможности морских млекопитающих удаётся минимально: только как поддержку – "водолазов-страховщиков", остальное достигается пребыванием в водной стихии.

Апи- и гирудотерапия

Можно сказать, это почти классическая натуральная терапия. В ней используется не поведение животных, а их продукты. Отличие лишь в том, что активные вещества поступают в организм пациента не в виде препаратов, а естественным путём, вводятся самими животными при укусе. Дозирование осуществляется количеством укусов.

И, наконец,
Партнёрская (адаптивная) канис-терапия

Да, это тоже разновидность канис-терапии, с которой я начал свою статью. Но я поместил её отдельно от всего предыдущего, поскольку именно она использует все возможности взаимодействия с собаками, их социальные нормы и самостоятельное поведение.

Так уж вышло, что этот метод основан на наработках #адаптивной зоопсихологии и #интеллектологии, то есть, тех дисциплин, которые родились благодаря Наталии Дмитриевне. Откровенно говоря, для нас это своего рода побочный продукт, но от этого не менее интересный, чем наша основная область деятельности.

На самом деле, наши упражнения, хоть и ориентированы в первую очередь на взаимодействие зверя с хозяином, почти автоматически затрагивают и различные уровни психики – от "микропрограмм" до интеллектуальных операций. Подробнее об этом можно прочитать в статье, которую я тоже не так давно выкладывал. А это позволяет применять их не только для коррекции бытовых проблем у собак и кошек, но и расширить их, сделать более специализированными. Так родилась оформленная восемь лет назад методика зоотерапии, построенная на личностном партнёрстве и дающая широкие возможности по безопасной (что важно!) коррекции проблем психики у человека.

Некоторые приёмы нам довелось опробовать и на себе, любимых: когда "клинит" мозги, то, в зависимости от причин, может помочь, например, "степ-аэробика" или хождение зигзагом. Если правильно выбрать упражнение, ясность мысли довольно быстро возвращается, а мозги становятся на место.
Между прочим, армейское хождение строем – это ведь тоже не пустая формальность: согласование мелких действий на уровне автоматизмов способствует лучшему взаимопониманию. Не зря же Задорнов ёрничал, что в спокойной обстановке средняя длина команды составляет 8,3 символа ("буквы" , – ВП), а в критической ситуации сокращается до 3,4 символа.

Больше того, в инициативном порядке, как это сейчас называют, мы опробовали эту методику в работе с детьми в одном из коррекционных садиков нашего города. К сожалению, результаты трудно систематизировать с привязкой к диагнозам – с каждым из ребят мы занимались всего по несколько раз. Но всего после пары упражнений у детишек менялось состояние – это видно по нашим архивным видео. Опубликовать их здесь, конечно, нельзя – придётся вам верить мне на слово.

Эта программа применима в самых разных случаях – и при "мирных" диагнозах, и, например, для психологической реабилитации "детей войны". А моя подруга, логопед этого садика, пробовала решать с нашей помощью и свои задачи, развивая ребятишкам речь. Ведь функции речи связаны с развитием интеллекта, а наши упражнения влияют и на него – я уже об этом упоминал.


Если резюмировать, получается, что у каждого метода – свои цели и средства. Для каких-то случаев более-менее достаточно и чисто механического воздействия на манер физиотерапии, в других – движения и/или тактильного взаимодействия. Но максимум возможностей, вплоть до работы с психикой, даёт именно метод, построенный на личностном партнёрстве с собакой.



Если у вас есть предложения по поводу того, кто еще заслуживает "раскладывания по полочкам" в моей мини-энциклопедии – пишите в комментариях.




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru , а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist.