Найти тему
Volkswagen Driver

Volkswagen Jetta. История поколений. Часть V

Этой статьей продолжается серия материалов по каждому из семи поколений седанов Volkswagen Jetta. Ранее была опубликована история Jetta I, Jetta II, Vento (Jetta III) и Bora (Jetta IV).

Jetta V (тип 1K2) (2005-2010)

Семилетний успех в Северной Америке «Джетты» четвертого поколения предопределил решение о ее реинкарнации в новом облике. Пятое поколение Volkswagen Jetta дебютировало 5 января 2005 года, но впервые в семействе это произошло не в Германии, а в США – на автосалоне в Лос-Анджелесе. После Volkswagen New Beetle это был второй автомобиль марки, который был представлен не на европейском, а на американском автосалоне. Очевидно, что за несколько лет до этого момента роль североамериканского рынка для «Джетты» окончательно стала определяющей в сознании маркетологов и конструкторов «Фольксвагена» и предопределила вектор ее дальнейшей истории.

Облик седана Jetta V соответствовал новому стилистическому направлению бренда Volkswagen. Его автором был молодой дизайнер Марк Лихте, работавший под общим руководством шеф-дизайнера концерна Мурата Гюнака. Jetta V, как и предыдущие поколения этой модели, была выполнена на базе хэтчбэка Golf V (да, тоже пятого поколения) и почти полностью использовала его стилистику, правда, как обычно, в более «богатом» варианте. Так, в отличие от Golf V, по бокам «Джетты» на уровне чуть выше дверных ручек был выполнено образованное гофром ребро, которое тянулось почти по всей длине автомобиля. В свою очередь, хромированная передняя решетка повторяла ту, что несколько ранее была представлена на «тюнингованном» Golf V R32. Облик задней части машины был очень близок к дизайну «старшего» Passat B6. Некоторые критики очень высоко оценили стиль новой «Джетты», в то время как другие посчитали его несколько «одутловатым» и таким же невыразительным, как в четвертом поколении.

Машина была выполнена на новой «гольфовской» платформе PQ35. Вместе с «Гольфом» в новой генерации Jetta выросла в размерах: она сталана 170 мм длиннее машины предыдущего поколения, на 30 мм шире и имела увеличившуюся на 70 мм колесную базу. Пространство для ног задних пассажиров возросло на 65 мм, а в целом внутренний объем был увеличен с 2,46 куб. м до 2,58 куб. м. Объем багажника составил 527 литров (измерение по стандарту ISO 3832).

На «пятой» «Джетте» – впервые в семействе – была установлена независимая многорычажная задняя подвеска. Сообщалось, что для этого Volkswagen нанял инженеров «Форда», которые незадолго до того разработали подвеску для семейства Ford Focus, считавшуюся тогда лучшей в своем классе. И действительно, специалисты находили немало общего в конструкции задней подвески обоих автомобилей. Спереди у «Джетты» устанавливались амортизационные стойки типа МакФерсон. Дисковые тормоза стояли на обеих осях, при этом на передней ости они были вентилируемыми.

Для производства кузова пятого поколения «Джетты» использовалась высокопрочная сталь и лазерная сварка, что позволило значительно увеличить его динамическую жесткость и жесткость на кручение. Новая конструкция дверей машины, впервые в семействе, позволяла в случае повреждения заменять не всю дверь, а только ее внешнюю панель. Передний бампер был сделан менее травмоопасным для пешеходов в случае удара. При этом Jetta V была оснащена мощной и надежной системой торможения.

В помощь водителю работал электромеханический усилитель руля с регулировкой усилия в зависимости от скорости движения. Помимо развитого комплекса подушек безопасности и активных подголовников, противоаварийную работу призваны были выполнять электронная динамическая система стабилизации ESC, антипробуксовочная система TCS и система помощи при экстренном торможении EBA. Комфорт в «Джетте» был повышен за счет ставшего доступным двухзонного автоматического климат-контроля.

Автомобиль пятого поколения отличался очень современной электросистемой. Поток управляющей информации мог передаваться по CAN-шинам со скоростью 500 килобит в секунду, что сокращало количество необходимых проводов и снижало риск отказов. Автомобили, оснащенные галогенными фарами, имели изящный логотип «VW», встроенный в экраны ламп. Для большинства рынков задние фонари были светодиодными (LED). Но на основном рынке – в Северной Америке, – в соответствии с местным законодательством, использовались стандартные лампы накаливания. Имел свои отличия американский вариант и в расположении ламп системы световой сигнализации снаружи машины.

Предприятие «Фольксвагена» в мексиканской Пуэбле на этот раз было определено единственным заводом для выпуска «Джетты» V. Для производства «пятой» модели производственные мощности этого завода были модернизированы и роботизированы, что обошлось «Фольксвагену» в 800 млн долларов. В итоге, впервые в своей истории Jetta не производилась ни в Германии, ни на других заводах в Европе.

Соответственно, продажи машины начались сначала в США – весной 2005 года. И только в сентябре того же года, после второй своей «премьеры» во Франкфурте, автомобиль начал экспортироваться на европейские рынки. При этом в Старый Свет снова вернулось «глобальное» наименование – Jetta. Начавшиеся продажи подтвердили сохранение предпочтений покупателей по обе стороны океана: в США продавалось примерно вдвое больше «Джетт», чем во всей Европе. В Старом Свете оснащение варьировалось в зависимости от комплектации: покупатели могли выбирать между Trendline, Comfortline, Highline и Sportline.

Моторная гамма была довольно широкой, особенно учитывая разные предпочтения покупателей на рынках разных континентов. Она включала в себя 7 бензиновых атмосферных силовых установок объемом от 1,6 л до 2,5 л мощностью от 100 л.с. до 170 л.с., 6 бензиновых турбированных двигателей объемом от 1,4 л до 2,0 л мощностью от 140 л.с. до 200 л.с. и 7 дизельных турбированных моторов объемом от 1,6 л до 2,0 л мощностью от 105 л.с. до 170 л.с. При этом если для рынка Северной Америки «стандартным» двигателем был бензиновый пятицилиндровый атмосферный мотор рабочим объемом 2,5 л мощностью 150 л.с. (код BGP), но для Европы наиболее массовыми стали бензиновый «атмосферник» объемом 1,6 л мощностью 102 л.с. (коды BSE и BSF) и бензиновый 4-цилиндровый турбированный мотор 1,4 TSI мощностью 122 л.с. (код CAXA).

Помимо механической коробки передач автомобили могли оснащаться «классическими» автоматами, а также – впервые для «Джетты» – роботизированными трансмиссиями DSG (Direct-Shift Gearbox).

В начале 2007 года Volkswagen приступил к масштабным официальным поставкам «Джетты» мексиканского производства в Россию. А 28 ноября 2007 года в Грабцево, рядом с Калугой, был открыт недавно построенный завод «Фольксвагена», на котором было развернуто производство автомобилей концерна методом крупноузловой сборки (SKD). Первые «Джетты», сошедшие с калужского конвейера, поступили покупателям в начале 2008 года. Технически они были очень близки к машинам мексиканской сборки, но отличались подвеской для плохих дорог (дорожный просвет увеличен с 98 мм (135 мм) до примерно 150 мм.

К началу следующего года «отечественный» моторный ряд состоял из бензинового мотора объемом 1,6 л мощностью 102 л.с. (коды BSE и BSF), который сочетался с МКПП-5 и АКПП-6, бензинового турбированного 1,4 TSI мощностью 122 л.с. (код CAXA) в сочетании с DSG-7 и турбированного дизеля 1,9 TDI мощностью 105 л.с. (коды BKC, BXE и BLS), который мог работать в связке с МКПП-5 и DSG-6. Поначалу у машин калужской сборки не было наименований комплектаций. Оснащение базового варианта можно было обогатить установкой двух крупных пакетов. В 2009 году комплектации структурировались в традиционную для «Фольксвагена» линейку: Trendline, Comfortline и Highline. С 2010 модельного года вместе с некоторой доработкой оснащения синяя внутренняя подсветка приборов изменилась на белую.

Несмотря на локализацию производства в Калужской области, поставки «Джетт» мексиканской сборки не прекратились, хотя и были резко сокращены. «Мексиканки» поставлялись вплоть до 2010 модельного года, ставшего для пятого поколения последним.

В целом, на протяжении всех шести лет выпуска и продаж никаких существенных обновлений в дизайнерском, да и техническом аспектах у «Джетты» пятого поколения не было. В сентябре 2010 года производство данной модели было прекращено в мексиканской Пуэбле. Тогда же перестали собирать ее и в Калуге.

Некоторое количество подержанных «Джетт» пятого поколения было ввезено в Россию перегонщиками. При этом на наш рынок попадали как машины, предназначенные для Европы, так и некоторое количество «американок». Впрочем, объем такого «импорта» не шел ни в какое сравнение с официальным ввозом и, тем более, с производством.

В целом, пятое поколение «Джетты» стало, пожалуй, самым сбалансированным для покупателя. Оно не поражало экзотикой дизайна, но внешность автомобиля находила самый добрый отклик в сердцах покупателей и любителей марки, а главное – конструкция машины была продумана наилучшим образом, она была ориентирована на комфорт и удобство в сочетании с надежностью и долговечностью при явных акцентах на приятную статусность. Jetta V действительно была «маленьким «Пассатом». Оптимизация и удешевление конструкции «Джетты», ее обеднение начались уже позже, в шестом поколении.

Продолжение (Jetta VI) следует.