Найти в Дзене
Личности в истории

"Доктор Ангелов". Основатель теологии томизма. История Фомы Аквинского.

Святой Фома Аквинский (1225–1274 гг.), также известный как «Сицилийский Бык» и «Ангельский доктор» и «Князь философов») был одновременно доминиканским монахом, мистиком, теологом и философом. Несмотря на то, что он прожил относительно короткую жизнь, умер в возрасте 49 лет, Фома отметился в 13 веке своим значимым присутствием. Физически Фома был известен как очень крупный мужчина, а через свои сочинения и речи проявил себя как великий ум эпохи. Фома много писал и читал лекции, путешествуя по Западной Европе по личной просьбе Папы и посещая известные университеты. Несмотря на то, что Фома был связан с богатыми и влиятельными людьми, в 18 лет он выбрал простую жизнь нищего монаха. Таким образом, пока он преподавал и занимался исследованиями в престижных академических учреждениях, Фома всю жизнь жил среди бедных. . В своих философских трудах Аристотель занимал у Фомы центральное место. В конце концов, Фома стремился примирить веру и разум в то время, когда другие утверждали, что это невоз

Святой Фома Аквинский (1225–1274 гг.), также известный как «Сицилийский Бык» и «Ангельский доктор» и «Князь философов») был одновременно доминиканским монахом, мистиком, теологом и философом. Несмотря на то, что он прожил относительно короткую жизнь, умер в возрасте 49 лет, Фома отметился в 13 веке своим значимым присутствием. Физически Фома был известен как очень крупный мужчина, а через свои сочинения и речи проявил себя как великий ум эпохи. Фома много писал и читал лекции, путешествуя по Западной Европе по личной просьбе Папы и посещая известные университеты.

Несмотря на то, что Фома был связан с богатыми и влиятельными людьми, в 18 лет он выбрал простую жизнь нищего монаха. Таким образом, пока он преподавал и занимался исследованиями в престижных академических учреждениях, Фома всю жизнь жил среди бедных. . В своих философских трудах Аристотель занимал у Фомы центральное место. В конце концов, Фома стремился примирить веру и разум в то время, когда другие утверждали, что это невозможно. Древнегреческая философия Аристотеля послужила основой Фоме в этом начинании. Философское мировоззрение, созданное Фомой, вышло за рамки Аристотеля и включало Иисуса Христа и католическую точку зрения. После смерти Фомы в 1274 году, его труды и поступки составили богатейшее философское и религиозное наследие, которое сохраняется по сей день.

Ранний период жизни

Фома Аквинский родился в сицилийском замке Рокказекка (современный Лацио) в 1225 году. Несмотря на то, что Фома сделал себе имя в академическом и религиозном мире, он родился в семье, которая имела благородную историю. Семья Акино отличалась военной службой. Отец Фомы, Ландульф, был рыцарем, преданно служившим императору Священной Римской империи Фридриху II. В семьи Акино планировали, что Фома сохранит свои политические связи, став аббатом, следуя по стопам его дяди – Фомы Синибальда.

Семья Фомы поражена его решением присоединиться к нищенскому ордену и они отчаянно пытались заставить его передумать. Семья Акино не только привлекла к этому  Папу, но и организовала похищение Фомы во время его путешествия со своими братьями-доминиканцами. Они заточили Фому в замке Монте-Сан-Джованни Кампано, надеясь, что он уступит их воле. На протяжении всего периода заточения,  Фома категорически отказывался стать аббатом и отказаться от своей приверженности доминиканскому ордену. События обострились еще больше, когда братья Фомы (которые также принимали участие в его похищение) подослали к нему проститутку, чтобы склонить Фому к греху. Фома категорически отказался от его услуг и выгнал проститутку.

Доминиканские и францисканские монашеские ордены были новым  явлением для средневековой церкви и их образ жизни сильно отличался от образа жизни традиционных монахов. Монахи жили в бедности, заменяя традиционные шелковые одежды более грубой и дешевой одеждой крестьян. Они также отказались от высококлассной политической жизни в пользу повседневного общения с рабочими и бездомными. Жизнь, которой Фома начал жить будучи еще, практически, подростком, радикально отличалась от ожиданий богатой и влиятельной жизни, которую семья Акино хотела для Фомы и, в некотором смысле, смущала семью.

Школьная жизнь

Когда Фома учился в школе он значительно преуспел в учебе. В одном из рассказов о своей жизни,  Фома рассказывал как во время урока в монастыре Монте-Кассино, он шокировал своих инструкторов, когда внезапно и резко спросил: «Что такое Бог?». Ясно, что глубокие мысли Фомы начались появляться еще в юном возрасте. Однако для многих его сокурсников это не было очевидным. Также в школе Фома получил прозвище «Тупой Бык». Студенты называли его «Тупой Бык», потому что Фома был невероятно молчаливым во время урока и, конечно же, высоким и громоздким. Однако его сверстники ошиблись в оценке интеллектуальных способностей Фомы.

Аббатство Монте-Кассино
Аббатство Монте-Кассино

После успешной борьбы Фомы за свою судьбу стать стать монахом-доминиканцем, он стал учеником Альберта Великого (также известного как Альбертус Магнус). Под руководством Альберта, Фома начал процветать. Томас путешествовал с Альбертом в Кельн, Париж и обратно в Италию, где они учились, читали лекции и писали для академий и церкви. В какой-то момент Альберт подумал: «Мы назвали его немым Быком, но он будет реветь так громко, что звук его голоса будет слышен во всем мире» Сложно переоценить дальнейший вклад Фомы в теологию, поскольку он имел дело со сложнейшими противоречиями и загадками средневековья и не пытался избегать тяжелейших вопросов.

Впервые Фома познакомился с произведениями Аристотеля в Неаполе. В то время он был еще подростком и только что покинул аббатство Монте-Кассино после того, как Фридрих II (1194–1250) занял местность с солдатами. Обучение Фомы в Неаполе не находилось под контролем католической церкви  и именно здесь его гуманитарное образование было значительно улучшено. Фома изучал астрономию, геометрию, арифметику, риторику и музыку. Тот факт, что Фома учился в аббатстве Монте-Кассино, а затем в Неаполе в молодости, был важен, потому что между этими местами обучения он погрузился в идеи Библии, а также философские концепции гуманитарных наук. Такое сочетание религиозного и светского образования окажется судьбоносным, когда Фома достигнет своего научного расцвета.

Споры времени

Споры во времена Фомы вращались вокруг власти и знаний. Папы 13 века обнаружили, что их авторитет все больше и больше оспаривается мощью Священной Римской империи, в то время как католическая религиозная вера боролась с новыми и сложными идеями о науке и разуме. Папа Григорий IX и Папа Иннокентий IV сражались против императора Фридриха II  и семья Томаса участвовала в этом противостоянии, длившемся десятилетия. Например, отец Фомы непосредственно служил Фридриху II, в то время как один из братьев Фомы, Ринальдо, был замучен Фридрихом за свою верность церкви. Когда Фома посвятил себя доминиканскому ордену, он ясно дал понять, что он верен Папе, а не императору Священной Римской империи.

Были также академические и религиозные споры, от которых Фома не уклонялся в своих устных дебатах и сочинениях. Когда Фома достиг своего расцвета как ученый, западный мир только начал знакомится с работами Аристотеля.  Произведения Аристотеля были сохранены на арабском языке и пришли на запад с востока.  Вскоре были сделаны латинские переводы Аристотеля.  Католическая церковь первоначально выступала против Аристотеля, запретив его преподавание в религиозных учреждениях. Более того, в католической церкви были группы людей, которые придерживались философских взглядов Августа и относили большую часть своих идей к Платону. Таким образом, в то время существовал общий конфликт не только между религией и философией, но и между двумя философиями, а именно Платоновской и Аристотелевой. В конечном итоге, Фома интегрирует Аристотеля в католическое мышление, что сделает греческого мыслителя не только принятым в религиозных школах, но и страстно изучаемым.

-3

Однако, Фома поставил перед собой непростую задачу. Аристотель не без причины был спорным человеком в католической церкви. Некоторые средневековые ученые утверждали, что философия Аристотеля противоречит христианской религии.  В целом эти ученые видели конфликт между верой и разумом. В то время как вера побуждала христианина поверить в Бога, разум заставлял некоторых  сомневаться в Боге или отрицать его существование.  Например, Сигер Брабантский (1240–1284) основываясь на аристотелевской философии Аверроэса (1126–1198), утверждал, что существуют две противоречивые точки зрения и если следовать этому рассуждению, то можно увидеть мир с другой стороны, что противоречило убеждениям, исповедуемых Церковью. Фома яростно выступал против этой точки зрения, утверждая, что вера и разум работают вместе, чтобы поддержать единую истину Бога.

Фома очертил иерархию знания, которая вся подпадала под высшее руководство Богом. Например, если бы кто-то решил пойти и начать изучать растения, используя научные и светские методы, Фома одобрил бы это. С другой стороны, Фома не согласился бы с тем, что этот научный и светский способ изучения вещей может раскрыть всю полноту знаний о растениях.  Итак, все знания о растениях были для Фомы лишь небольшой частью головоломки, и, хотя разум может научить кого-то многому, он не может научить всему. Чтобы заниматься высшим образованием, которое, по мнению Фомы, было теологией, нужно было выйти за рамки использования науки и разума, чтобы рассматривать также веру и откровение.

Работы

К концу своей жизни Фома написал миллионы слов и тысячи статей. Он активно дискутировал с другими в университетах и писал работы, которые напрямую касались противоречий своего времени. Его книга Summa Theologica (Сумма Теологии) до сих пор считается высшим академическим достижением Фомы. Она изучается не только католическими учеными, но и остается неотъемлемой частью классической учебной программы и по сей день ее внимательно изучают как религиозные, так и нерелигиозные ученые. «Сумма» разделена на три части, а вторая часть разделена на два подраздела. Ее части начинают  от рассмотрения уровней жизни и управления жизнью до окончательного обсуждения вопросов воплощения Христа. В целом «Сумма» направлена на то, чтобы научить своих читателей быть учениками Бога, освещая философские и богословские области реальности.

В рамках своих философских исследований Фома обсуждает этику, физику, политику и метафизику. Помимо чисто философской работы, Фома писал библейские комментарии, молитвы, стихи и многое другое. На протяжении большей части своих сочинений Фома известен своим логичным и непредубежденным стилем. Он часто начинал с вопроса или еретической идеи, беспристрастно анализировал противоположную точку зрения, прежде чем полностью ее разобрать.

Фома Аквинский  - "Доктор Ангелов"
Фома Аквинский - "Доктор Ангелов"

Знаменитый пример этого можно прочитать в Сумме Теологии. В этих многочисленных томах Фома в какой-то момент спрашивает, каким должно быть собственное имя Бога. Ссылаясь на библейскую историю о Моисее и горящем кусте, некоторые утверждают, что лучшее имя для Бога - «Тот, Кто Есть» (на латыни: Qui Est). Прежде чем защищать имя «Тот, Кто Есть», Фома утверждает, что на самом деле это не лучшее имя для Бога. Одна часть людей утверждает, что Бога нельзя назвать, другая часть считает, что «добро» - лучшее имя для Бога. После того, как Фома исследует эти противоположные взгляды, он утверждает, что «Тот, Кто Есть»- лучшее имя для Бога, ссылаясь не только на авторитет Библии, но и обращаясь к философскому разуму. Поскольку сущность Бога - это само существование, только он заслуживает предиката бытия или существования. Этот синтез веры и разума отчасти и делает мысли Фомы столь замечательными.

Философские работы Фомы расширили теорию Аристотеля о первичном движителе или  первопричине. Концепция первопричины утверждает, что, поскольку вещи находятся в движении вокруг нас в настоящем, мы можем сделать обратный вывод, что в прошлом должно было быть что-то первичное, что привело в движение все остальное. Фома показал, что это мышление применимо к Богу. Бог был не только первичным движителем, но и первой причиной, ведущей ко всем остальным следствиям.  Фома утверждал, что, поскольку все вещи вокруг нас являются либо случайными, либо являются результатом других вещей, должен существовать некий неконтингентный источник (не связанный с ними), который изначально привел их к реальности. Другой более сложный аргумент - это апелляция Фомы к степеням или уровням существования. Поскольку качество вещей варьируется, так как одни вещи хуже или лучше других, должна быть какая-то совершенная или лучшая вещь, которая обеспечивает универсальный стандарт для всех качеств существования.

Мистические переживания

Помимо того, что Фома был философом, теологом и монахом, он был также известен как мистик. Сообщается, что как мистик он испытывал видения и сверхъестественные посещения. Например, после того, как Фома выгнал проститутку из своей комнаты, его посетили два ангела, которые обмотали его веревкой целомудрия. Хотя Фома на протяжении всей своей жизни вел себя очень молчаливо, своим ближайшим друзьям он рассказывал и о других подобных мистических переживаниях.

Видение Св. Фомы Аквинского
Видение Св. Фомы Аквинского

Другая история рассказывает, что Фома, будучи на мессе,  в декабре 1273 года, увидел нечто, что коренным образом изменило его жизнь. Что бы ни увидел Фома , он сказал: «Все, что я написал, кажется мне соломинкой по сравнению с тем, что я видел». Фома отказался писать дальше  и умер несколько месяцев спустя, в 1274 году. Фома отправился в Лион по приказу Папы Григория X, где заболел и нашел убежище в Фосановском монастыре. В этом монастыре Фома исповедался и скончался.

Наследие

Фома Аквинский был причислен к святым католической церковью в 1323 году, а в 1567 году он получил титул «Доктора Ангелов». Хотя работы Фомы, в конечном итоге, получили широкое распространение в римско-католических колледжах, его идеи не сразу были приняты всеми католиками. Сразу после смерти Фомы, богословский факультет из Парижа отказался от ряда философских утверждений, которые включали большую часть мыслей Фомы. Известным противником томизма (основные идеи томизма изложены в Сумме Теологии) был архиепископ Кентерберийский Роберт Килвардби (1215–1279), который считал некоторые из основных взглядов Фомы на природу и божественность почти еретическими. Примерно через десять лет после смерти Фомы, Орден францисканцев запретил «Сумму Теологии».

Однако, несмотря на эти противоречия, философские и богословские труды Фомы, в конечном, итоге были приняты церковью и отмечены наряду с Священным Писанием. Папы Иннокентий VI, Урбан V, Пий V, Иннокентий XII, Климент XII и Бенедикт XIV хорошо отзывались о Фоме и его произведениях в разные моменты времени. Спустя столетия после смерти Фомы, в 1879 году, Папа Лев XIII создал энциклику Aeterni Patris, в которой томистская мысль была одобрена как «золотая мудрость» (Aeterni Patris, раздел 31). Папа Лев XIII (служил в 1878–1903 годах) боролся с мышлением постпросвещения. и философия Фомы была его основным оружием в этой борьбе. Помимо слов и действий пап, Фома также вдохновил теорию прав человека, выдвинутую в 15 и 16 веках испанскими доминиканцами, такими как Франсиско де Витория и Бартоломе де лас Касас. Этих католических монахов беспокоили жестокие условия в американских колониях Испании, поэтому они стремились использовать томистскую мысль как оправдание прав человека для защиты коренных народов.

Учитывая все эти различные воздействия, мысли Фомы остаются актуальными и обсуждаются сегодня. Колледжи продолжают изучать работы Фомы, поскольку людей постоянно вдохновляет его академический дух. Примечательно, что в 1970-е годы архиепископ Фултон Шин помог основать колледж Фомы Аквинского. Как оказалось, утверждение Альберта Великого о том, что этот «Бык» будет «ревет», чтобы его услышал весь мир, было действительно пророческим.