Найти тему

Психология кризисных ситуаций (17)

Потеря и процесс горевания (ч.4).

Стадии горя, выделенные Элизабет Кюблер-Росс.

5. Страдание и депрессия. Основное чувство, которое человек испытывает на этой стадии - острая душевная боль. "Почему ушел? Почему меня оставил?" - типичные вопросы на стадии депрессии. Ощущение пустоты, бессмысленности, перемежающиеся гневом и виной, оставшимися с прошлых стадий. Все предыдущие стадии аккумулируются тут, причем интенсивность переживаний будет возрастать. Однако именно на этой стадии осознается окончательность потери, ее безвозвратность. Ничего нельзя вернуть. Физиологический комплекс на этой стадии состоит из проявлений апатии, астении, преследует ощущение постоянной нехватки сил, усталость, слезливость, чувство "кома в горле", могут иметь место различные нарушения сна, влажность рук, обострение хронических болезней, появление новых заболеваний. Происходит соматизация тревоги. Когда страдание достигает пика, горюющий завершает построение образа умершего и обращается к внешнему миру. В этот момент человек особенно ярко чувствует нехватку ушедшего, может потерять смысл жизни, так как не хочет жить в новой реальности, она не нужна. "Верните все обратно!" - вот основное переживание и боль на этой стадии.

"Очнувшись,  я  не  поняла, где нахожусь. Незнакомая комната, незнакомое окно...  Попыталась  приподняться. Голова, словно чужая, упала на подушку. Я растерянно огляделась и вдруг снова увидела голубые глаза доктора.

- Узнаешь меня, Феридэ?

- А почему бы нет, доктор-бей?

- Слава аллаху, слава аллаху... Хорошо, что все это осталось позади...

- Что-нибудь случилось, доктор?

- Для  девушки твоего возраста это не страшно. Ты немного заснула, дочь моя. Это не страшно...

- Сколько же я спала?

- Много, но это ничего... Семнадцать дней.

Спать  семнадцать  дней!  Как  странно!  Свет беспокоил меня, и я опять закрыла  глаза.  Забавно:  вот  это  сон!  Я  засмеялась каким-то незнакомым смехом. Казалось,  он исходил из чужой груди, срывался с чужих губ. И опять заснула.

Я  перенесла  тяжелую форму нервной горячки. Хайруллах-бей перевез меня в  свой  дом и семнадцать дней не отходил от моей постели. Впервые в жизни я болела так серьезно. Прошло  еще  около  полутора  месяцев,  пока я не окрепла окончательно. Целыми  днями  я  валялась  в  постели." (Решад Нури Гюнтекин. Птичка певчая).

6. Принятие и реорганизация. Как будто появляется свет в темноте. Внезапно становится очевидным факт, что собственная жизнь все еще нужна, в ней есть интерес. Несмотря на то, что старые связи распались и их не вернуть, им на смену пришли новые и жизнь продолжается. На этом этапе становится возможным по настоящему простить себя, вернуть себе самому себя же, но обновленным, другим. Вина отступает, злость проходит, страдание становится выносимым и переходит в посильную грусть. Человек может очень сильно измениться после пережитого. Может стать гораздо более религиозным, найти настоящее утешение в вере. Может измениться мировоззрение, совершенно другие философские концепции могут стать близки, чего раньше не было. Любая смерть близкого, кроме очевидной боли, также актуализирует осознавание собственной конечности, собственной смертности.

Важно пройти все стадии горевания, не забывая при этом о том, что все-таки рассмотренная нами стадиальность не носит обязательного характера, переживание горя очень индивидуально. Основная задача психолога - помочь горюющему в этом сложном процессе. Горе по своей природе социально, пережить его в одиночку гораздо сложнее и почти невозможно даже взрослому человеку. Непрожитое горе пускает корни в психику и становится причиной многих проблем.

"Случай из практики.

В качестве иллюстрации процесса переживания утраты и наступающего в итоге принятия приведем историю Л., обратившейся за психологической помощью по поводу переживаний, связанных со смертью отца. Нельзя сказать, что в ней четко прослеживаются все приведенные этапы горя (что в чистом виде бывает только на бумаге), однако определенная динамика налицо. Для Л. потеря отца стала вдвойне тяжелым ударом, потому что это была не просто смерть, а самоубийство. Первой реакцией девушки на это трагическое событие был, по ее словам, ужас. Вероятно, таким образом выражалась первая шоковая стадия, в пользу чего говорит отсутствие в начале каких бы то ни было других чувств. А вот позже другие чувства появились.

Сначала пришли злость и обида на отца: «Как мог он так с нами поступить?», что соответствует второму этапу переживания потери. Потом злость сменилась «облегчением, что его больше нет», которое закономерно повлекло за собой возникновение чувства вины и стыда и тем самым — переход на третью стадию горя. В опыте Л. эта фаза оказалась, пожалуй, самой сложной и драматичной — она растянулась на годы. Дело усугублялось не только нравственно неприемлемыми для Л. чувствами злости и облегчения, связанными с утратой отца, но также трагическими обстоятельствами его смерти и прошлой совместной жизни. Она винила себя за то, что ссорилась с отцом, сторонилась его, недостаточно любила и уважала, не поддержала в трудную минуту. Все эти упущения и ошибки прошлого придавали вине экзистенциальный и, соответственно, устойчивый характер.

В дальнейшем к и без того мучительному чувству вины добавилось страдание по поводу безвозвратно потерянной возможности общаться с отцом, лучше узнать и понять его как личность. Л. потребовалось достаточно долгое время на то, чтобы принять утрату, но еще сложнее оказалось принять связанные с ней чувства. Тем не менее в процессе беседы Л. самостоятельно и неожиданно для самой себя пришла к пониманию «нормальности» своих чувств вины и стыда и того, что она не имеет морального права желать, чтобы их не было. Замечательно, что принятие своих чувств помогло Л. примириться не только с прошлым, но и с собой, изменить отношение к настоящей и будущей жизни. Она смогла ощутить ценность самой себя и живого момента текущей жизни. Именно в этом проявляется полноценное переживание горя и подлинное принятие утраты и вызванных ею чувств: человек не просто «возвращается к жизни», а сам при этом внутренне меняется, выходит на другой этап и, возможно, более высокий уровень своего земного бытия, начинает жить в чем-то новой жизнью." (С.А.Шефов. Психология горя).

Мария Башкирцева. Женщина в отчаянии.
Мария Башкирцева. Женщина в отчаянии.