Найти в Дзене
Радуга знаний

Жан Жак Руссо: "Любите детство"... О создателе оригинальной "теории естественного воспитания"

В этой статье мы расскажем о некоторых верных и глубоких психолого-педагогических идеях мыслителя, не утративших интереса и по сей день. ⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜ Жан Жак Руссо... Французский просветитель, мыслитель, создатель оригинальной теории естественного воспитания. Его труды были настолько популярны в Советском Союзе, что основное педагогическое сочинение учёного - "Эмиль, или О воспитании" (1762г.), - которое Гете назвал "естественным евангелием воспитания", изданное в России полностью в 1981 году, сразу же стало библиографической редкостью. И неудивительно. Ведь суть её - острая критика воспитания в современном Руссо обществе, разоблачение "паразитизма" и ханжества духовенства; идея естественного воспитания человека. Вот что гласил тогда приговор французского парламента: сжечь книгу на одной из площадей Парижа. А автора? Он вынужден был бежать сначала в Швейцарию, а затем в Англию. Жан Жак Руссо родился в Женеве. Систематического образования сын часовщика не пол
Оглавление
stihi.ru
stihi.ru

В этой статье мы расскажем о некоторых верных и глубоких психолого-педагогических идеях мыслителя, не утративших интереса и по сей день.

⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜

Жан Жак Руссо... Французский просветитель, мыслитель, создатель оригинальной теории естественного воспитания.

Его труды были настолько популярны в Советском Союзе, что основное педагогическое сочинение учёного - "Эмиль, или О воспитании" (1762г.), - которое Гете назвал "естественным евангелием воспитания", изданное в России полностью в 1981 году, сразу же стало библиографической редкостью. И неудивительно. Ведь суть её - острая критика воспитания в современном Руссо обществе, разоблачение "паразитизма" и ханжества духовенства; идея естественного воспитания человека.

Вот что гласил тогда приговор французского парламента: сжечь книгу на одной из площадей Парижа. А автора? Он вынужден был бежать сначала в Швейцарию, а затем в Англию.

Жан Жак Руссо родился в Женеве. Систематического образования сын часовщика не получил. Кем он только не был: учеником нотариуса; служил лакеем, гувернером, секретарём, переписчиком нот, учителем музыки. Самообразование и всесторонние способности помогли ему овладеть передовыми идеями своего времени.

Славу Руссо как оригинального мыслителя упрочило опубликование политического трактата "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755г.). Основная мысль произведения - показать отрицательную роль частной собственности в истории человеческого общества. Руссо выступал против крупной собственности, нажитой за счёт чужого труда. Собственность же, добытую личным трудом, он считал священной и неприкосновенной.

Ещё большую известность приносит Руссо трактат "Общественный договор, или Принципы политического права" (1762г.). Сей трактат развивает идею Локка о договорном происхождении государства. Автор возлагал все надежды в деле переустройства общественной жизни на просвещение.

Сущность педагогической концепции любого педагога находит своё наиболее точное выражение в воспитательном идеале. Основную цель воспитания Руссо определил следующим образом:

"Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя их моих рук, он не будет... ни судьёй, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда на своём месте".

Естественный человек, по Руссо, гармоничен. Он хорошо развит физически, свободен от эгоизма, трудолюбив, мысли и чувства не противоречат поведению.

Руссо, как и другие просветители его времени, придавал воспитанию важную роль в жизни человека и в жизни общества. Воспитание, считал он, великое дело, оно может создать свободного и счастливого человека.

Каким же образом организовать его практически?

Ответ удивительно прост: на основе принципа природосообразности. Руссо понимает этот принцип как следование законам природы при воспитании ребёнка, как естественный процесс развития его природы. Идеализируя природу ребёнка, Руссо призывал к созданию условий, в которых могли бы свободно, в соответствии с законами природы, развиваться задатки, заложенные самой природой. Воспитатель не должен мешать спонтанному развитию ребёнка, не должен навязывать ему своих взглядов и убеждений. Соблюдение принципа природосообразности - основное требование естественного, свободного воспитания.

фото:  Twitter
фото: Twitter

⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜

Итак, о некоторых верных и глубоких психолого-педагогических идеях мыслителя...

Руссо гениально угадал возрастные периоды в развитии ребёнка. Он не был учёным-естественником, но, будучи наблюдательным, точно подметил физические и психические особенности в развитии детей.

Он доказывал: ребёнку присуща своя манера восприятия, чувствования, осмысления мира; не надо лишать детей детства, надо предоставить возможность созреть детству в детях. Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведём скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные учёные и старые дети.

Руссо призывал любить детство, быть внимательным к играм и забавам детей, знать их внутренний мир, быть их другом и наставником. Он идеализировал природу ребёнка, считая: ребёнок рождается прообразом правды, красоты и добра; природа создаёт его совершенным.

Показывая развитие и воспитание Эмиля в различные периоды его жизни ("Эмиль, или О воспитании"), Руссо даёт психологически верные зарисовки детей от рождения до 2 лет, от 2-х до 12, от 12 до 15, от 15 до 18 лет.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (от рождения до 2-х лет) - младенческий возраст. Почему до 2-х лет, а не до 6, как у Каменского?

liveinternet.ru
liveinternet.ru

Если вспомнить, какие изменения происходят в физическом и психическом развитии ребёнка к концу 2-го года его жизни, то мы поймём: Руссо угадал реально существующие временные рамки этого периода. Дело в том, что к двум годам ребёнок овладевает речью, а это значит, начинает усваивать социальный опыт. До 2-летнего возраста ребёнок вскармливается и воспитывается матерью.

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание бесспорно принадлежит женщинам".

Такова мысль Руссо, женщина самой природой создана воспитательницей своего ребёнка. Следовательно, ей необходимы педагогические знания.

Вопреки бытовавшему в то время мнению - воспитание детей - это женское дело, - Руссо доказывает: это долг и обязанность каждого отца семейства, каждого добропорядочного гражданина. Отец, писал Руссо, должен роду человеческому дать людей, государству - граждан. Кто не может выполнить обязанностей отца, тот не имеет права им быть.

ВТОРОЙ ПЕРИОД - с 2-х до 12 лет.

Почему?

фото:  Pinterest
фото: Pinterest

Руссо подметил: к двенадцати годам начинают функционировать половые железы, начинается половое созревание, происходят сдвиги в физическом и психическом развитии ребёнка. Этот период Руссо ошибочно называет периодом сна разума.

Он считал, что в эти годы преобладает сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств. И поэтому пишет:

Упражнять чувства - это значит не только пользоваться ими; это значит учиться хорошо судить с помощью их, учиться, так сказать, чувствовать; ибо мы умеем осязать, видеть, слышать только так, как научились.

Сенсорное и умственное развитие должно осуществляться в единстве. Для этого Руссо рекомендует, чтобы дети постоянно измеряли, считали, взвешивали, сравнивали. При этом дети пусть предварительно выскажут своё суждение о результатах, потом проверят опытным путём правильность своих суждений. Дети способны в этот период не только к конкретному, но и абстрактному мышлению.

Как и Локк, Руссо выступил против изнеженности в воспитании, рекомендуя жёсткую постель, определённые часы для сна. Ребёнок должен быть приучен сам просыпаться и вставать в необходимое время. Если же его разбудит отец или мать, то в данном случае это не будет иметь педагогического смысла, так как желание ребёнка не подкреплено его собственным волевым усилием.

Руссо осуждает родителей, одевающих своих детей в дорогие, нарядные и модные одежды. Ведь только ослеплённые тщеславием матери наряжают детей, как кукол, не задумываясь над тем, насколько это практично и удобно.

С 2-х до 12 лет, усваивая опыт взрослых, ребёнок в одинаковой мере усваивает хорошее и плохое. Поэтому Руссо рекомендует устранять от детей всё скверное, предохранять их от пороков и заблуждений.

📜 Он выдвигает идею предупредительного воспитания, т.е. воспитания только на положительных примерах, до тех пор, пока ребёнок не станет способным к самостоятельному критическому осмыслению фактов и явлений.

фото:  livemaster.ru
фото: livemaster.ru

В ТРЕТИЙ ПЕРИОД (с 12 - до 15 лет) по мнению Руссо, происходит интенсивное умственное развитие детей через овладение знаниями о природе и обществе.

Игнорируя усвоение книжных знаний, мыслитель отвергает книгу, кроме "Робинзона Крузо", как источник знания, признаёт лишь книгу природы. Повседневная практика, личный опыт ребёнка, его наблюдения он признаёт лучшим источником приобретения знаний.

Вот почему его герой Эмиль под руководством воспитателя ищет и находит ответы на возникающие у него вопросы. Так у него развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается непосредственный интерес. Познавательный интерес в учении Руссо называет "великим двигателем", который ведёт "верно и далеко".

Исходя из тезиса - всякий праздный гражданин, будь он богатым или бедным, могущественным или слабым, есть плут, - Руссо обосновывает необходимость воспитания трудолюбия. Мысль Руссо о том, что "истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях", не нова в истории педагогики. Однако она не забывалась и после Руссо. В этом положении находит отражение одна из важнейших закономерностей процесса воспитания.

фото:  retrocharmdecor.blogspot.com
фото: retrocharmdecor.blogspot.com

ЧЕТВЁРТЫЙ ПЕРИОД - с 15 до 18 лет - Руссо называет периодом "бурь и страстей".

Он впервые обращает внимание на трудность этого возраста, на необходимость единства нравственного и полового воспитания. Человек, пишет Руссо, выходит из детского возраста в известное время, предписанное природой.

фото:  fishki.net
фото: fishki.net

Этот переходный возраст довольно краток, но имеет существенное влияние на формирование личности:

"Как рёв моря задолго предшествует буре, так и этот бурный переворот предвещается рокотом зарождающихся страстей; глухое брожение предупреждает о близости опасности. перемена в нраве, частые вспышки, постоянное волнение духа делают ребёнка почти неподдающимся дисциплине. Он становится глухим по отношению к голосу, который делал его послушным: это - лев в лихорадочном возбуждении, он не признаёт руководителя и не хочет уже быть управляемым".

Человек должен, считал великий учёный, вызреть в физиологическом отношении. В этом отношении следует устранять всё то, что преждевременно возбуждает половое чувство (чтение книг эротического содержания, праздность, изнеженность, сидячая жизнь, тесная одежда). Жизнь юноши должна быть заполнена серьёзными занятиями, активной практической деятельностью и физической работой.

Важным средством полового воспитания Руссо считал половое просвещение. Если ребёнок младшего возраста задаёт вопрос, касающийся половой жизни (например, как рождаются дети), то лучше "спокойно наложить молчание на его уста". Если же подобный вопрос задаёт юноша, то ответ должен быть точным и серьёзным, раскрывающим истинную суть человеческих отношений в этой области.

Руссо требовал научить детей любить людей. Воспитание любви к людям должно начинаться с воспитания любви к родителям, и прежде всего к матери. Вот что пишет Руссо в этой связи:

"Есть случаи, когда сына, не питающего почтения к отцу, можно некоторым образом извинить; но если бы, в каком бы то ни было случае, сын был настолько испорченным, что не почитал бы свою мать - мать, которая носила его в своём лоне, кормила его своим молоком, которая целые годы забывала самое себя, чтобы заниматься исключительно им, - такую жалкую тварь следовало бы задушить скорее, как чудовище, недостойное смотреть на свет божий".

Задумаемся над этими высказываниями.

фото:  liveinternet.ru
фото: liveinternet.ru

В содержание нравственного воспитания Руссо включает воспитание качеств гражданина и патриота, т.е. воспитание социальных чувств. В статье "Соображения об образе правления в Польше" (1771г.), он выдвигает в качестве одной из важнейших педагогических целей воспитание гражданина-патриота своего отечества:

"Именно воспитание призвано формировать национальное самосознание и так направлять мнение и вкусы граждан, чтобы те были патриотами по склонности, по страсти, по необходимости... Всякий истинный республиканец с молоком матери впитал в себя любовь к отечеству, то есть к законам и свободе. Эта любовь составляет всё его существо; он видит только родину, он живёт лишь для неё; без родины он одинок, он ничто; без неё и он больше не существует..."

В целях гражданского воспитания Руссо рекомендует, чтобы уже в первый год обучения ребёнок читал о своей стране, к 10 годам знал бы её продукцию, к 12 - её провинции, дороги, города, к 15 годам - историю, а к 16 - законы.

Заслуживает внимание мысль: знакомить детей с событиями, знаменитыми деятелями своей родины.

Эта идея о национальном (республиканском) воспитании была воспринята якобинцами позднее. Педагогическая теория Руссо имеет грани не только свободного воспитания в его "романтической форме", но и грани общественного национального воспитания.

Руссо одним из первых педагогов прошлого отводил физическому воспитанию ведущее место в системе формирования личности. Если средневековая церковь призывала человека подавлять своё тело, чтобы не дать ему господствовать над своим духом, то Руссо выдвигает прямо противоположное требование: тело должно быть крепким, чтобы повиноваться душе.

"Чем слабее тело, тем больше оно повелевает; чем сильнее оно, тем больше повинуется. Все чувственные страсти гнездятся в изнеженных телах, которые возбуждаются тем сильнее, чем меньше они могут удовлетворить их. Слабое тело расслабляет душу".
фото:  infocatolica.com
фото: infocatolica.com

Руссо рассматривал физическое воспитание в единстве с умственным, призывал упражнять непрерывно тело ребёнка, чтобы он был крепким и здоровым. Тогда легче сделать его мудрым и рассудительным. Пусть ребёнок работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении, писал Руссо.

"Пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму... Жалкое заблуждение - воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям! Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одним не должно всегда направляться другое!"

К средствам физического воспитания Руссо относил бег, прыжки, плавание, верховую езду, лазанье по деревьям, восхождение на гору, перелезание через стену или забор, поднимание и переноску тяжестей, метание камней, стрельбу из лука, игры в мяч, в волна, в шары, в ножной мяч (футбол), в бильярд и т.д.

Руссо оказал заметное влияние на становление теории физического воспитания. Его идеи о физическом воспитании продолжали своё шествие "по векам и странам".

фото:  www.pinterest.ru
фото: www.pinterest.ru

📜 Значительное место в педагогической концепции Руссо отведено принципам и методам воспитания.

Наиболее обстоятельно он разработал принцип уважения к личности ребёнка.

Если церковь того времени доказывала: ребёнок - это носитель первородного греха, то Руссо призывал быть человечным по отношению к нему, любить детство, уважать человека в ребёнке.

"Любите детство, - писал он, - будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту! Кто из вас не жалел о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянно миром?"

Руссо обратил внимание на необходимость психологического контакта между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. Если ребёнок смотрит на воспитателя как на "бич детства", а воспитатель видит в ребёнке только "тяжкое бремя", то не может быть успеха в воспитании.

Руссо доказывал: взрослые не знают природы ребёнка, не знают его способностей, не учитывают его особенностей при воспитании. Поэтому воспитание становится насилием над личностью ребёнка. Необходимо изучать и знать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Тогда воспитание будет отвечать принципу природосообразности, оно станет свободным от насилия и формализма, казенщины и рутины, от неразумных предписаний и догматики.

фото:  www.liveinternet.ru
фото: www.liveinternet.ru

Защищая идею свободного воспитания, Руссо не отвергал наказаний, но рассматривал их как естественное следствие дурного поступка ребёнка. Метод естественных последствий даёт почувствовать ребёнку неразумность своих поступков и предупреждает от их повторения. Если ребёнок ломает мебель, то не торопитесь заменить её новою, дайте ему почувствовать неудобство лишения стулом, табуретом. Если он бьёт окна в своей комнате - пусть дует ветер, не бойтесь, что он получит насморк; лучше ему быть с насморком, чем бездумным. Руссо отрицал принуждение как метод воспитания, но если воспитанник упорно не подчиняется воспитателю, то он лишается свободы (запирается в чулане).

Прогрессивный педагог не обошёл и вопроса о роди воспитателя. Кажется, ясно, что не может хорошо воспитать ребёнка тот, кто сам не был хорошо воспитан. И всё же приходится повторять эту истину многим выдающимся педагогам.

Руссо восклицал:

"Воспитатель! - какая возвышенная тут нужна душа!.. Поистине, чтоб создавать человека, нужно самому быть отцом или больше, чем человеком"

Руссо высказал мысль о том, чтобы воспитатель был молод, "как только может быть молод человек умный". Только молодой воспитатель, по мнению мыслителя, может стать товарищем своего воспитанника, вызвать у него доверие.

Педагогические вопросы благодаря Руссо стали предметом самого пристального внимания.

Многое из педагогического наследия Руссо вошло в "сокровищницу" педагогики: требование устранения сословных ограничений в области образования, устранения физических наказаний, догматизма и зубрёжки в учении, защита прав детства. Воспитание трудолюбия и привлечение детей к физическому труду, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, вера в творческие силы ребёнка, уважение личности воспитанника, использование наглядности и личного опыта детей в их обучении, развитие активности и самостоятельности, воспитание социальных чувств, связь обучения с жизнью, единство нравственного и полового воспитания - вот неполный перечень "золотых крупиц", оставленных человечеству Жан Жаком Руссо.

⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜

Очень высоко ценил педагогические идеи Руссо Лев Толстой, признавая его основоположником нового направления в педагогике.

😊Уважаемые гости, если Вам понравилась статья, оцените её! 👍Подписывайтесь на канал "Радуга знаний" , чтобы не пропустить новые статьи! 🧡

ИЗГОТАВЛИВАЕМ Бильбоке своими руками

Научите ребёнка играть со звуками

«Разминка для ума»

Самомассаж карандашами

Весёлое рисование пальчиками!!! 🎉

Игры-смекалки для детей 2-3 лет 🐹

Игра "Четвёртый лишний" для дошкольников

Рисование двумя руками - здоровьесберегающая технология

Очень хорошая находка!!! Игра из Fix Price для развития ребёнка

Кинезиология для дошкольников

5 детских игр, формирующих коммуникативные способности

5 весёлых игр, развивающих внимание дошкольника

5 весёлых игр на развитие мелкой моторики

5 лучших игр, развивающих мышление дошкольника

7 игр, которые помогут выучить буквы 🆎

Как "Ёжики" развивают мелкую моторику рук ребёнка. 🦔 Чудесный метод "Су Джок" для детей.

Речевая игра для дошкольников "Помнишь ли ты эти стихи?"

Играем с предлогами!

ТОП-5 детских игр, развивающих творческие способности 🧐

Загадки-обманки для детей

Развивающая игра "Готов ли ребёнок к школе?"

Рассказы о Юрии Гагарине детям 🚀