Платные участки на наших дорогах растут как грибы после дождя. Еще 15 лет назад на М4 доводилось проезжать только один, что в Липецкой области, а теперь их стало больше десятка с общей стоимостью «платников» от Москвы до Краснодара 2070 руб. в одну сторону (здесь и далее - стоимость в пятницу – воскресенье, в другие дни недели - немного дешевле). Естественно, возникает соблазн объехать пункты оплаты или вообще махнуть по параллельной трассе. Давайте рассмотрим возможность проезда по альтернативным бесплатным дорогам.
Москва – Ефремов
По М4 от Москвы до Ефремова Тульской области расстояние 320 км. Отличная многополосная трасса позволяет добраться за 3,5 – 4 часа (если верить Яндекс-картам), заплатив в выходной день 650 руб. наличными. В качестве альтернативы многие выбирают трассу М2 «Крым» от Москвы до Тулы.
Проезжаем Тульскую объездную дорогу, сворачиваем за поселком Лопатково Тульской области (230 км), едем на Теплое и Ефремов (90 км) и выходим на М4. Общая протяженность те же 320 км,, по времени – потеря 30-50 мин. По М2 до Тулы отличная трасса 2-4 полосы в каждую сторону, но возможны затруднения в движении из-за ремонта моста через Оку в районе Серпухова. Тульская объездная – однополосная с довольно напряженным трафиком, на Теплое-Ефремов дорога в приличном состоянии, ехать можно.
Липецкая область
Объезжать Елец откровенно не советую. Трафик загруженный, дорога проходит через окраину города, к тому же в Ельце вливается довольно большой поток транспорта с западной стороны, идущего из Орла, Брянска, Беларуси. Разница между платным и бесплатным участками по километражу всего 2 км, но потерять можно до часа времени. Так же не рекомендую объезжать участок Задонск – граница с Воронежской областью. Ехать придется через сам Задонск с тяжело ползущими по крутому левому берегу Дона большегрузами, да и дальше дорога изобилует большим количеством ограничений скорости и запретов обгона.
Воронежская область
В Воронежской области нас ожидают 4 пункта оплаты. Это:
1. Воронежская объездная дорога;
2. Рогачевка – Средний Икорец (с возможностью объезда Новой Усмани);
3. Средний Икорец – с. Шестаково;
4. Ну и объезд самого знаменитого на всей М4 села Лосево.
Рассмотрим их «по пунктам».
Воронежская объездная дорога (ул. Изыскателей) – современное шоссе протяженностью 25 км с тремя полосами в каждую сторону и ограничением скорости 110 км/час. Стоимость 80 руб. Варианты объезда – либо через сам город, либо свернув на ул. Обручева и выехав по ул. Димитрова. Оба варианта трудно поддаются подсчету потерь по времени, так как в городе-миллионнике можно надолго застрять в пробках. В воскресенье или ночью такой маневр может иметь смысл, в будний день – нет.
Далее едем к объезду Новой Усмани. Сразу за выездом из города уходим направо и попадаем на современную трассу в две полосы и ограничением скорости 130 км/час, 26 км стоимостью 80 руб. Отличная дорога, есть стоянка с бесплатным довольно цивильным туалетом. Альтернатива – проезд через село Новая Усмань. Километраж даже меньше, чем по платной, но на пути большой населенный пункт, ограничения скорости, светофоры. Итого: потеря времени днем до получаса, ночью – минут пять.
Далее платный участок от села Рогачевка до села Шестаково протяженностью 90 км. На этом участке два пункта оплаты, на въезде и выезде, каждый по 110 руб., а если вы проехали вокруг Новой Усмани, на первом пункте оплаты (с. Рогачевка) возьмут 190 руб. Дорога в две полосы, без освещения, покрытие так себе. Местами появляется ощущение, что просто поставили будки для взимания платы, и на этом все, даже заплатки на асфальте остались те же. Скорость 90 км/час. Альтернатива есть, но крюк 60 км. и лишний час езды. Хочешь – не хочешь, а придется платить.
Ну и, наконец, трасса вокруг села Лосево до Верхнего Мамона. Долгожданная дорога, позволившая разгрузить последний на М4 узкий участок в одну полосу и убравший огромные пробки с многочасовыми заторами. Что нам это дало? 87 км отличной двухполосной дороги с ограничением 110 км/час и стоимостью 240 руб. С каждой стороны есть по три зоны отдыха с бесплатными туалетами. Альтернатива – старая дорога через Лосево и Верхний Мамон. Дорога многим хорошо знакома, но она теперь не такая загруженная, поэтому ехать можно, но не так быстро, как по платке. Километраж почти одинаков, потеря времени около 20 мин.
Есть еще более глобальный вариант проезда по бесплатным дорогам. Из Воронежа едем на Острогоржск, Россошь и выезжаем около Богучара. Расстояние увеличится на 50 км и займет лишний час времени, но позволит сэкономить 620 руб. Дорога в одну полосу, но вполне приличная, не загруженная, с красивыми холмистыми пейзажами.
Ростовская область, Краснодарский край
В Ростовской области на данный момент имеется только один участок платной дороги протяженностью 28 км и стоимостью 70 руб. от Ростова до границы с Краснодарским краем. Часть дороги сейчас ремонтируется с ограничением скорости 50 км/час, где ремонта нет – 110 км/час. Объезд неприлично огромный – около 80 км и более часа по времени. Автодоровцы готовят к открытию еще участок в районе аэропорта Платов, ну и строится дорога в обход Аксая, которая также будет платной.
Нам осталось рассмотреть еще два участка в Краснодарском крае, которые стали платными пару лет назад. Это участок от Цукеровой балки до станицы Павловская и от Павловской до Краснодара стоимостью 160 и 230 руб. соответственно. Протяженность 76 и 124 км. Пунктов оплаты два: оба в районе станицы Павловской, первый расположен до развилки на Ставрополь за станицей Октябрьская, другой – за станицей Старолеушковской. Объезд первого пункта через Октябрьское и Павловское, намотаем лишние 5 км и 15 мин., второй – через Старолеушковскую и примерно те же 5 км и 15 мин. Первый объезд нам совсем не понравился: был ремонт дороги со снятием покрытия вплоть до грунта, второй участок также ремонтировался, но более щадяще.
Ну и напоследок, еще один вариант глобального альтернативного участка по Ростовской области и Краснодарскому краю. От Ростова уходим на Азов, затем через станицы Староминскую, Новоминскую, Каневскую, Тимашевск и на Краснодар. По трассе 270 км и 3,5 часа, в объезд – 310 км. и 4,5 часа. Экономия на платках 460 руб.
Вывод
Сразу скажу: ехать ли по платным участкам или объезжать их – сугубо личное дело каждого, навязывать своего мнения не хочу. Многим кажется, что по «платникам» можно быстрее добраться. Да, как правило, это так, но далеко не факт, что использование платных участков сокращает время в пути. Приведу простой пример: на майские праздники ездили в Адлер. По дороге туда платили лишь один раз в Ростовской области, остальное объезжали. Время в пути - 22 часа. Обратно решили проехать через все «платники». Результат – те же 22 часа. Почему? Очень просто. Участок Джубга – Адлер проходили рано утром, поэтому не стояли в пробках за Туапсе, в Лоо и Хосте. Обратно же поехали днем и хлебнули сочинских пробок по полной. Поэтому, выбирая маршрут, ориентируйтесь не только на пройденный километраж, но и на время суток прохождения проблемных участков.
Всем удачи, ровных дорог и только положительных эмоций от ваших путешествий!