В 2017 году в Кенсингтонском дворце проходила масштабная выставка «Принцесса Диана: ее история моды». Tatler разбирал наряды из гардероба принцессы Уэльской: начиная с тех, которые леди Ди носила еще до замужества, и заканчивая костюмом, в котором она появилась незадолго до смерти.
Летом 2017 года исполнилось 20 лет с момента гибели принцессы Дианы. К этой дате было приурочено немало событий: интервью принцев Уильяма и Гарри, документальный фильм ВВС, а также выставка в Кенсингтонском дворце, где жила Диана, а теперь живут ее сыновья Уильям и Гарри с семьями.
До знакомства с принцем Чарльзом Диана совершенно не интересовалась миром моды. Ее гардероб представлял собой, как сейчас принято говорить, «капсулу» из одного маленького черного платья, нескольких белых рубашек, брючного костюма и пары черных и бежевых лодочек. Для выходов в свет Диана заимствовала одежду у подруг.
После помолвки с наследником британского престола на Диану обрушились королевские протокольные обязательства и необходимость постоянно появляться на публике. Следовало тщательно подходить к каждому образу, поэтому девушка встретилась с британскими дизайнерами и стилистами, которые вызывали у нее наибольший интерес.
В первом зале выставки представлены наряды, в которых принцесса появлялась перед камерами до и сразу после замужества: все пастельных оттенков, с рюшами. Мило, но безнадежно немодно. Газеты за такой стиль сразу окрестили избранницу Чарльза «застенчивая Ди».
29 июля 1981 года Диана Спенсер обвенчалась с принцем Уэльским в Соборе Святого Павла. Это был большой праздник, который ждала вся нация. Чуть ли не больше всего остального народ интересовало, в каком наряде невеста появится у алтаря. Дизайнерам в процессе работы даже пришлось установить в ателье сейф и запереть в нем эскизы и образцы тканей. «Звучит как чрезмерная предосторожность, но тогда казалось, что люди могут пойти на что угодно, лишь бы узнать, как будет выглядеть платье Дианы», — говорит Элизабет Эмануэль.
Над платьем Элизабет работала вместе с супругом Дэвидом. Дизайнеров того самого платья выбрала сама Диана и сама же с ними договорилась, просто позвонив им в ателье по телефону и спросив, не будут ли они против сшить для нее свадебный наряд. Удивительно, но в те времена дома моды не выстраивались в очередь для того, чтобы иметь шанс создать платье для принцессы и тем самым получить отличный пиар.
Это был уже не первый опыт сотрудничества четы Эмануэль с леди Ди. Они заслужили ее доверие после того, как сделали для Дианы несколько вечерних нарядов, которые получили восторженные отзывы в прессе. Единственный человек, совета которого во время примерок и выбора эскиза спрашивала будущая принцесса, была ее мама.
После помолвки с принцем Уэльским Чарльзом Диана стала встречаться с модельерами, вместе с ними придумывать себе наряды, и постепенно вошла во вкус.
Диана быстро изучила придворный этикет и особенности дресс-кода для разных официальных мероприятий.
"Вы будете удивлены, когда узнаете, о чем приходится беспокоиться, начиная с элементарных вещей, таких, как ветер. А еще ты поднимаешь руку за цветами, а это значит, что одежда не может быть слишком открытой, а рукава – слишком короткими", — объясняла сама Диана в 1985 году.
Представлено было на выставке и другое знаменитое платье – то, в котором Диана в 1985 году танцевала на приеме в Белом доме с Джоном Траволтой.
9 ноября 1985 года. Принцесса Диана вылетела в США, чтобы принять участие в гала-ужине, организованном Белым домом. На вечере также присутствует молодой актер, прославившийся несколькими годами ранее благодаря главной роли в фильме «Лихорадка субботнего вечера», — Джон Траволта. Первая леди того времени — Нэнси Рейган — предлагает актеру пригласить принцессу на танец. Итак, он берет ее за руку и ведет в центр зала. Этот увековеченный фотографами жест стал очень известным, а вместе с ним — и изысканный наряд леди Ди. Творение Victor Edelstein — темно-синее бархатное платье с драпировкой, открытыми плечами и вырезом. В наши дни это платье, которое принцесса Диана надевала и по другим случаям, прозвали Travolta dress. А после серии аукционов оно все-таки вернулось домой в Кенсингтонский дворец. Его выкупили за 290000 долларов.
«Это платье иллюстрирует момент, когда Диана отходит от громоздких излишеств начала 1980-х годов и развивает собственный стиль, вневременный и гораздо более элегантный, — рассказывает куратор Элери Линн. — Так рождается стиль, полюбившийся людям по всему миру, а то самое Travolta dress, в котором она кружилась в танце на балу, становится легендой. Она обожала его и надевала целых восемь раз».
Но одним из главных экспонатов выставки – знаменитое "платье Элвиса" с большим воротником-стойкой, расшитое жемчугом.
Платье так прозвали из-за очевидного сходства со сценическими костюмами "короля рок-н-ролла" Элвиса Пресли, хотя автор наряда Кэтрин Уокер при его создании пользовалась образцами платьев эпохи Елизаветы Первой.
Диана любила черный цвет, хотя до нее он считался исключительно траурным цветом.
Платье от дизайнера Джанни Версаче, которое Диана надевала для съемки для журнала Bazaar в 1991 году. Наряды, в которых появлялась Диана, сметались из магазинов за считанные минуты.
Освоив сложный придворный этикет, Диана незаметно начала его менять, например, отказалась от прежде обязательных перчаток. Ее знаменитое рукопожатие с ВИЧ-инфицированными людьми стало шоком для многих и вошло в историю, в значительной степени изменив отношение к больным СПИДом.
Идя в больницу, никогда не надевала шляпу, объясняя это тем, что невозможно обнять ребенка, когда у тебя на голове шляпа. Старалась одеваться ярко и надевать украшения, которыми малыши могли играть.
Она очень ответственно подходила к благотворительным мероприятиям и к выбору стиля.
Диана стала первой женщиной в королевской семье, появлявшейся на официальных вечерних мероприятиях в брюках.
Одним из самых знаковых платьев Дианы было маленькое черное платье от дизайнера Кристины Стамболян. Принцесса надевала его на вечеринку в галерее «Серпентин» в 1994 году. Наряд называют «платьем мести», потому что Уэльская появилась в нем в тот самый вечер, когда принц Чарльз публично подтвердил, что изменял ей.
Это платье также символизировало протест леди Ди против протокола: во-первых, оно было чересчур коротким для особы из королевской семьи, к тому же открывало плечи. Во-вторых, черным. А этот цвет, согласно традициям БКС, можно было надевать лишь во время траура.
Этот наряд из австралийского тура принцессы особенно запомнился поклонникам. Ярко-розовое платье в 1983 году стало одним из первых предвестников последующих модных экспериментов Уэльской.
После расставания с принцем Чарльзом наряды Дианы становились все откровеннее — принцесса наконец смогла вдохнуть полной грудью и не ориентироваться на протокол. Во время поездки в Италию в 1995 году Уэльская появилась в очень открытом белоснежном платье, созданном ее близким другом Джанни Версаче.
На всемирно известное представление в Альберт-холле Диана прибыла в еще одном откровенном мини-платье. На этот раз — небесно-голубом. Это был очень смелый образ для посещения балетной постановки. В историю он попал еще и за счет того, что стал одним из последних блистательных выходов принцессы перед ее трагической гибелью.
В темно-синем платье в мелких белый горох Диана позировала фотографу в своим апартаментах в Кенсингтонском дворце. Одновременно деловой и комфортный для дома наряд быстро запал в душу и светским дамам, и домохозяйкам.
Для очередного визита в галерею «Серпентин» леди Ди выбрала еще одно небесно-голубое платье. С воротником «халтер», открывающим плечи и спину. Дополняли образ лишь жемчужные серьги и неброский браслет — платье и без массивных украшений смотрелось дорого и элегантно.
Момент танца принцессы Дианы и принца Чарльза на балу в Австралии сам по себе стал культовым, не так давно его даже цитировали в 4 сезоне сериала «Корона». И далеко не последнюю роль здесь сыграл наряд принцессы: яркое изумрудное платье из шелка с летящим подолом и смелым дизайном верха. Любопытно, что на голове у Уэльской было колье, которое Диана ловко превратила в подобие ободка, продемонстрировав одну из первых модных уловок.
А этот наряд известен тем, что в нем Диана ненароком задремала во время бала в музее Альберта и Виктории. Оказалось, тогда девушка ждала первенца, принца Уильяма, и ее положение вызвало слабость и сонливость.
Но нежно-сиреневое пышное платье прекрасно само по себе: с неброским принтом, расшитое блестящими нитями и украшенное шелковыми лентами, оно превращало Диану в настоящую диснеевскую принцессу.
Гардероб покойной принцессы Дианы был увековечен в фотосессиях, выставках, книгах и многочисленных экранизациях. Внешний вид «народной принцессы» по-настоящему волновал ее современников и продолжает интересовать потомков. С Уэльской по-прежнему продолжают брать пример, переосмысливая те или иные детали ее гардероба.