Найти в Дзене
KALININEXUS

Известная среди самодельщиков лодка из пенопласта Ю.Н. Никифорова... Читать можно, строить нельзя!!!

Нашёл фотографии строительства своей самой первой лодки из экструзионного пенополистирола. Как говорится: "...было это давно и неправда..." Вспомнил, как искал СВОЮ лодку среди большого многообразия самодельных аппаратов. От гребных плотов и катамаранов для сплава до яхт на солнечных панелях...

Сначала двигался как большинство самодельщиков. Смотрел проекты различных судов. Чертежи. Истории создания. Обсуждения в чатах. Скачал программу "Карена" (не знаю для чего, за компанию). Постепенно втянулся в процесс творчества.

Очень сильно помог портал "Водный Мир" https://vodnyimir.ru/ Я "зачитал" его "до дыр". Особенно поразила лодка из пенопласта Ю.Н. Никифорова.

Легендарная лодка из пенопласта "Гамма". На рисунках всё отлично. На практике серьёзные нестыковки.
Легендарная лодка из пенопласта "Гамма". На рисунках всё отлично. На практике серьёзные нестыковки.

По началу даже поверил в написанное... пока не начал строить сам...Ниже привожу цитату: "... После шпаклевки и зачистки корпус снаружи и изнутри был покрыт нитроэмалью... Такой защиты оказалось практически достаточно, поэтому вполне можно обойтись без оклейки пенопласта стеклотканью и т. п. ". Мой инженерный мозг увидел мягко говоря неточности быстрее хозяина. Хочу поделиться замечаниями, ну или предостеречь от ошибок желающих испытать себя в строительстве лодок из пенопласта...

1. НИКОГДА не окрашивайте пенопласт, пенополистирол и т.д. Они НЕ впитывают краску. Адгезии нет. И не высыхают, пока не испарятся полностью... Вы узнаете всё, что думают о вас соседи на работе или дома...

2. Пол всё равно нужно делать, так как пенопласт, пенополистирол и т.д. по умолчанию мягкие материалы и с лёгкостью продавливаются ступнёй, коленом и любым твёрдым предметом...Поэтому приготовьтесь делать его из фанеры или из нескольких слоёв стеклоткани или стекломата и сильному расходу клея...

3. По этой же причине оклейка корпуса снаружи обязательна. Стеклотканью или стекломатом в пару слоёв.

4. Самая простая форма для листового материала - джонбот, "корыто". Выкройка в статье Никифорова обычная, для самодельщиков - космическая.

"Космическая" сложность для маленькой лодочки.
"Космическая" сложность для маленькой лодочки.

"... Съемные банки, которые служат одновременно и поперечными связями, распирающими борта, на «Гамме» сделаны деревянными. Они получатся легче, если и их вырезать из пенопласта, пустив по краям подкрепляющие деревянные рейки. Банки навешены на борта при помощи обойм — захватов, согнутых из обрезков сплава АМг. Руль навешивается на штыри, поставленные на кормовом транце..."

5. Навешанные с помощью обойм-захватов банки одновременно распирают борта? Как они это делают? Ну да ладно.

Следующая цитата претендует на серьёзный подход к делу

"... Плавания в самых различных условиях, перевозки и перетаскивание волоком, когда трудно исключить всевозможные удары, порой очень сильные, показали, что лодка прочна (даже, когда она не раскреплена банками) и надежна. А о непотопляемости и говорить нечего: утопить «Гамму» практически невозможно..."

Моя лодка получила пробоину веткой дерева, будучи оклеенной стекломатом и построенной из более плотного пенополистирола, при неудачном подходе к берегу! А тут обычный белый пенопласт!

Единственное верное практическое описание по поводу одного качества безнаборной лодки : "...Есть у пенопластовой лодочки и другие специфические достоинства. Полное отсутствие набора и каких-либо сланей помогает поддерживать внутри лодки чистоту. Благодаря хорошим теплоизоляционным качествам пенопласта в лодке можно расположиться прямо на днище; когда она вытащена на берег, в ней я и устраиваюсь на ночлег, не рискуя простудиться от земли..."

Это проверено на практике. Жёсткость корпуса в безнаборной пенопластовой лодке достигается толщиной борта и днища корпуса. Я использовал 50 мм стандартный лист пенополистирола... Поэтому банки НИЧЕГО НЕ распирают. Просто навешиваются...если есть... Ниже публикую несколько фотографий РЕАЛЬНОЙ лодки, построенной мной по мотивам Ю.Н. Никифорова. Мало чего общего, но всё таки...

Первый кошмар окрашивания пережит... С соседями на работе отношения напряжённые. Дальше иду своим путём.
Первый кошмар окрашивания пережит... С соседями на работе отношения напряжённые. Дальше иду своим путём.
Выкройка корпуса самая простая. "Карену" в топку. Использовал значения готовых лодок. А ещё размер одного листа.
Выкройка корпуса самая простая. "Карену" в топку. Использовал значения готовых лодок. А ещё размер одного листа.
При сборке корпуса использован полностью турецкий опыт (есть мои статьи). Саморезы, эпоксидка. После высыхания шурупы выкручиваются обратно. Дырки шпаклюются.
При сборке корпуса использован полностью турецкий опыт (есть мои статьи). Саморезы, эпоксидка. После высыхания шурупы выкручиваются обратно. Дырки шпаклюются.
Изготавливается полноценный привальный брус.  Фанера 6 мм. Отверстия - авторский элемент. Перфорация нужна для закрепления всего на лодке. В том числе транспортные кольца, уключины, рюкзак, банки и т.д.
Изготавливается полноценный привальный брус. Фанера 6 мм. Отверстия - авторский элемент. Перфорация нужна для закрепления всего на лодке. В том числе транспортные кольца, уключины, рюкзак, банки и т.д.
Нос и транец выполнены аналогичным способом. В то время, у меня не было струбцин. Поэтому стягивал болтами и гайками. В последствии они там и остались.
Нос и транец выполнены аналогичным способом. В то время, у меня не было струбцин. Поэтому стягивал болтами и гайками. В последствии они там и остались.
А вот так она перевозится... Крепления на специальных кольцах в размер с багажником.
А вот так она перевозится... Крепления на специальных кольцах в размер с багажником.

Вот собственно и всё. Вспомнилось. В школе пробовали повторять разные схемы приёмников в кружке. Кроме известного детекторного ни один не заработал... Почему так было часто в советское время история умалчивает. Причины неизвестны. Делайте выводы самостоятельно и идите уже своим путём. А мы поплывём!

Ну как то так. Реальное доказательство "плавучести" судна.)))
Ну как то так. Реальное доказательство "плавучести" судна.)))

Вот и сказочке конец, а кто прочитал и подписался - большой молодец!