МИФЫ И ОБРАЗЫ ПЕТЕРБУРГА
ШЕСТОЙ
Серый Пес Петербург
- Господин полковник! А Вы знаете, что Россия и Америка разделены узким Беринговым проливом?
- Не знаю, но очень может быть!
-Нет, господин полковник! Это ” не очень может быть” , это так оно и есть на самом деле! ( Диалог)
Феномен единого текста
Я специально поставил два плана города с разницей в 200 лет. Двести лет- срок большой, никто не спорит. С одной стороны. А с другой, не очень.
Мои дедушка и бабушка 100 лет назад ходили в школу, точнее , в церковно-приходскую. А для меня они вполне реальные, не мифические персонажи. Стало быть , для них события 200-летней (от сегодня) давности - это не так уж и далеко…
Они ходили по тем же улицам, по которым ходили их бабушка с дедушкой, а теперь хожу и я.
А вот у жителя Нью-Йорка этот трюк не получится. Нью-Йорк- город не старый, всего на 95 лет старше Петербурга, а если вычесть время, когда он назывался Новым-Амстердамом, и того меньше.
Но житель Нью-Йорка 1821 года, город 2021 года не узнает. Даже, если жил на Манхэттене. Это совсем разные города.
И строили их совсем разные люди в разные эпохи. Петербург строили тоже разные люди и в разное время, но… тем не менее, получился Город , выдержанный в своем собственном , едином стиле, объединивший несоединяемое.
Сейчас мне возразят, XVIII и XIX века - это же одна эпоха! А вот и нет! Лучше всего об этом написано в книге Андрея Буровского “ Образы Петербурга”. Попробую пересказать:
Леблон и Трезини - дети эпохи классицизма. Другого они не знали. От произведений Растрелли они бы сплюнули. В их эпоху, эпоху Петра Первого, керосиновая лампа показалась бы чудом техники.
Если бы последователь концепции барокко, Растрелли, увидел на Неве пароход, он бы в уме повредился.
Романтист Квасов, провалившись на всепьянейшую ассамблею времен Петра, перекрестился бы. А, если бы все вышеперечисленные увидели разводной мост , приняли бы постриг в монахи.:)
А отец сталинского ампира и конструктивизма, Ной Троцкий ( не родственник Льва Троцкого ), не стал бы плевать и крестится. Он позвонил бы в НКВД, и больше никто и никогда не увидел бы ни Растрелли, ни Петра. Да и центр Города, если бы не война, был бы совсем в другом месте.
Город строили в пять этапов совсем разные люди. Мы сейчас живем в Шестом , поэтому я так и озаглавил статью.
Сейчас я перечислю все временные этапы стройки, и станет ясно,откуда взялся термин << единый текст >> и в чем его феномен. Выделение этапов развития чего бы то ни было - дело неблагодарное.
Я полностью согласен с трудами Андрея Буровского, но не настаиваю, чтобы они были приняты, как истина в последней инстанции. Это не исторический труд, а философия мировосприятия , основанная на фактах.
Чисто рабочая разбивка, для упрощения понимания связи эпох.
ПЕРВЫЙ 1703-1769
Это предыстория. Город как бы есть, а городского урочища еще нет. Некоторые каменные здания того времени потихоньку включаются в новую городскую среду. А вот производственная и жилая составляющие - уже нет. Их сознательно не сохраняют. Они деревянные. (Исключение - Домик Петра).
ВТОРОЙ 1770-1830
А вот здесь начинает формироваться тот Санкт-Петербург, который нам уже знаком. Возникает единый логичный ансамбль с общей структурой и единством стилей.
Жителей немного, не более 240000. Живут очень компактно. За рекой Фонтанкой начинаются пригороды. Появляются сателлиты: Царское село (Саарская мыза), Павловск, Петергоф, Ораниенбаум, Гатчина (Хотчино). Но от этого периода не сохранилось функционала. Деревянная архитектура до нашего времени не дожила.
ТРЕТИЙ 1840-1900
Петербург становится громадным городом, по меркам Европы того времени. Границы расширяются. На Юге - Обводный канал, на Севере - Лесной проспект.
Застроены Васильевский, Елагин, Аптекарский, Каменные острова. Формируется Выборгская сторона.
Застройка идет в основном из камня. Доходные дома того времени обитаемы и сейчас. Функциональная застройка - промышленные предприятия, больницы, учебные заведения, научные - почти всё сохранилось.
Формируются коттеджные зоны отдыха: Териоки, Вырица и многие другие.
1914-1930
Это не этап. И номера у него нет. Строительство города не ведется. Если кто-где-чего пристроил, то это не в счёт.
ЧЕТВЕРТЫЙ 1930-1950
Начинается застройка в стиле сталинского неоклассицизма, ампира и классицизма. Масштабы жилого строительства невелики. Зато строятся огромные промышленные предприятия. Электросила, ЛОМО, Кировский. Трамвайные, троллейбусные, автобусные парки. Город начинает застраиваться на юг.
ПЯТЫЙ 1950-1990
Очень важный. Это время возникновения новых районов. Многоквартирные жилые дома с инфраструктурой. Огромное количество функциональных зданий. 40% территории нынешнего Города построено именно тогда, промышленным способом.
<< Исторический >> Петербург, возникший на первых трех этапах, остается ядром.
К 70-му году новые районы равны старым по площади. А к 75-му превосходят по населению. Сателлиты превращаются в города-спутники.
Пять этапов. 250 лет строительства. Смена 5-ти архитектурных направлений. Пяти социальных строев. Двух мировых войн. Четырех революций.
Каждый “творец” выполнял волю и мечты очередного заказчика. А они были совершенно разными. Каждый писал свой <<текст>> и одновременно дописывал текст предшественника, а точнее ,единый текст, создаваемый всеми авторами города. А для этого нужно действовать в одной логике с остальными. Получается, что Петербург создавался по единому плану, не имеющему отношения к архитектуре.
В этом и заключается феномен урочища. Не могли создать план и придерживаться его 250 лет. Какое-то необъяснимое << нечто >> постоянно корректирует строительство и ведет к тому, что мы видим.
Чуть не забыл. ШЕСТОЙ 1990-НВ
А, чуть не забыл, потому что он наш, современный и совершенно не интересный. Огромный процент современного населения города проживает в урочищах шестого этапа, а изучать этот вопрос никто не собирается. Он выпадает из концепции << единого текста>>. Он не важен для истории. Он ШЕСТОЙ и последний.
Желаете продолжения? Подписывайтесь!