Найти тему
Серый Пёс Петербург

ШЕСТОЙ

МИФЫ И ОБРАЗЫ ПЕТЕРБУРГА

ШЕСТОЙ

Серый Пес Петербург

- Господин полковник! А Вы знаете, что Россия и Америка разделены узким Беринговым проливом?

- Не знаю, но очень может быть!

-Нет, господин полковник! Это ” не очень может быть” , это так оно и есть на самом деле! ( Диалог)

Границы городской черты 2021 год.
Границы городской черты 2021 год.
Границы городской черты 1821 год.
Границы городской черты 1821 год.

Феномен единого текста

Я специально поставил два плана города с разницей в 200 лет. Двести лет- срок большой, никто не спорит. С одной стороны. А с другой, не очень.

Мои дедушка и бабушка 100 лет назад ходили в школу, точнее , в церковно-приходскую. А для меня они вполне реальные, не мифические персонажи. Стало быть , для них события 200-летней (от сегодня) давности - это не так уж и далеко…

Они ходили по тем же улицам, по которым ходили их бабушка с дедушкой, а теперь хожу и я.

А вот у жителя Нью-Йорка этот трюк не получится. Нью-Йорк- город не старый, всего на 95 лет старше Петербурга, а если вычесть время, когда он назывался Новым-Амстердамом, и того меньше.

Но житель Нью-Йорка 1821 года, город 2021 года не узнает. Даже, если жил на Манхэттене. Это совсем разные города.

И строили их совсем разные люди в разные эпохи. Петербург строили тоже разные люди и в разное время, но… тем не менее, получился Город , выдержанный в своем собственном , едином стиле, объединивший несоединяемое.

Сейчас мне возразят, XVIII и XIX века - это же одна эпоха! А вот и нет! Лучше всего об этом написано в книге Андрея Буровского “ Образы Петербурга”. Попробую пересказать:

Леблон и Трезини - дети эпохи классицизма. Другого они не знали. От произведений Растрелли они бы сплюнули. В их эпоху, эпоху Петра Первого, керосиновая лампа показалась бы чудом техники.

Если бы последователь концепции барокко, Растрелли, увидел на Неве пароход, он бы в уме повредился.

Романтист Квасов, провалившись на всепьянейшую ассамблею времен Петра, перекрестился бы. А, если бы все вышеперечисленные увидели разводной мост , приняли бы постриг в монахи.:)

А отец сталинского ампира и конструктивизма, Ной Троцкий ( не родственник Льва Троцкого ), не стал бы плевать и крестится. Он позвонил бы в НКВД, и больше никто и никогда не увидел бы ни Растрелли, ни Петра. Да и центр Города, если бы не война, был бы совсем в другом месте.

Город строили в пять этапов совсем разные люди. Мы сейчас живем в Шестом , поэтому я так и озаглавил статью.

Сейчас я перечислю все временные этапы стройки, и станет ясно,откуда взялся термин << единый текст >> и в чем его феномен. Выделение этапов развития чего бы то ни было - дело неблагодарное.

Я полностью согласен с трудами Андрея Буровского, но не настаиваю, чтобы они были приняты, как истина в последней инстанции. Это не исторический труд, а философия мировосприятия , основанная на фактах.

Чисто рабочая разбивка, для упрощения понимания связи эпох.

ПЕРВЫЙ 1703-1769

Это предыстория. Город как бы есть, а городского урочища еще нет. Некоторые каменные здания того времени потихоньку включаются в новую городскую среду. А вот производственная и жилая составляющие - уже нет. Их сознательно не сохраняют. Они деревянные. (Исключение - Домик Петра).

ВТОРОЙ 1770-1830

А вот здесь начинает формироваться тот Санкт-Петербург, который нам уже знаком. Возникает единый логичный ансамбль с общей структурой и единством стилей.

Жителей немного, не более 240000. Живут очень компактно. За рекой Фонтанкой начинаются пригороды. Появляются сателлиты: Царское село (Саарская мыза), Павловск, Петергоф, Ораниенбаум, Гатчина (Хотчино). Но от этого периода не сохранилось функционала. Деревянная архитектура до нашего времени не дожила.

ТРЕТИЙ 1840-1900

Петербург становится громадным городом, по меркам Европы того времени. Границы расширяются. На Юге - Обводный канал, на Севере - Лесной проспект.

Застроены Васильевский, Елагин, Аптекарский, Каменные острова. Формируется Выборгская сторона.

Застройка идет в основном из камня. Доходные дома того времени обитаемы и сейчас. Функциональная застройка - промышленные предприятия, больницы, учебные заведения, научные - почти всё сохранилось.

Формируются коттеджные зоны отдыха: Териоки, Вырица и многие другие.

1914-1930

Это не этап. И номера у него нет. Строительство города не ведется. Если кто-где-чего пристроил, то это не в счёт.

ЧЕТВЕРТЫЙ 1930-1950

Начинается застройка в стиле сталинского неоклассицизма, ампира и классицизма. Масштабы жилого строительства невелики. Зато строятся огромные промышленные предприятия. Электросила, ЛОМО, Кировский. Трамвайные, троллейбусные, автобусные парки. Город начинает застраиваться на юг.

ПЯТЫЙ 1950-1990

Очень важный. Это время возникновения новых районов. Многоквартирные жилые дома с инфраструктурой. Огромное количество функциональных зданий. 40% территории нынешнего Города построено именно тогда, промышленным способом.

<< Исторический >> Петербург, возникший на первых трех этапах, остается ядром.

К 70-му году новые районы равны старым по площади. А к 75-му превосходят по населению. Сателлиты превращаются в города-спутники.

Пять этапов. 250 лет строительства. Смена 5-ти архитектурных направлений. Пяти социальных строев. Двух мировых войн. Четырех революций.

Каждый “творец” выполнял волю и мечты очередного заказчика. А они были совершенно разными. Каждый писал свой <<текст>> и одновременно дописывал текст предшественника, а точнее ,единый текст, создаваемый всеми авторами города. А для этого нужно действовать в одной логике с остальными. Получается, что Петербург создавался по единому плану, не имеющему отношения к архитектуре.

В этом и заключается феномен урочища. Не могли создать план и придерживаться его 250 лет. Какое-то необъяснимое << нечто >> постоянно корректирует строительство и ведет к тому, что мы видим.

Чуть не забыл. ШЕСТОЙ 1990-НВ

А, чуть не забыл, потому что он наш, современный и совершенно не интересный. Огромный процент современного населения города проживает в урочищах шестого этапа, а изучать этот вопрос никто не собирается. Он выпадает из концепции << единого текста>>. Он не важен для истории. Он ШЕСТОЙ и последний.

Желаете продолжения? Подписывайтесь!

Российская литература
0