Гром грянул, но креститься было поздно.
- Ты будешь играть?
- Я как команда решит.
- В команде каждый за себя скажет. Конкретно ты будешь?
- Буду...
Приблизительно такой разговор пришлось иметь Романцеву с каждым игроком сборной, накануне матча с итальянцами.
За день до матча сборных России и Италии на чемпионате Европы 1996 года, футболисты российской сборной сообщили своему главному тренеру, что из-за несогласованности финансового вопроса, команда отказывается выходить на матч.
"Я не поверил в услышанное." - вспоминал позже Романцев.
Произошло это на утренней разминке, и можно себе представить шок, который тогда испытал тренер, по 24 часа в сутки обдумывавший разные тактические схемы к предстоящим матчам турнира.
После беседы с командой, Романцеву все-таки удалось убедить игроков отказаться от подобного демарша, но ничего хорошего от этой сборной тренер уже не ждал. По его мнению, своим отношением к делу, такая команда не заслуживала успеха.
Когда конкуренция в составе не идет на пользу.
Вратарский вопрос.
С некоторыми позициями в команде, Романцев не мог определился, вплоть до самого турнира. Так, у команды не было основного голкипера - Харин и Черчесов играли поочередно. Как известно, такая ситуация нервирует вратарей. В итоге, Черчесов допускал нехарактерные ему ошибки в матче с итальянцами и чехами, а Харин выглядел не очень убедительно в игре с немцами. При этом, Черчесов был надежным для Романцева человеком, который никогда не стал бы участвовать в интригах. Этого нельзя было сказать о Харине, который на первом же собрании, состоявшемся после приезда в Англию, поднял вопрос о финансовых выплатах игрокам. Дмитрий сказал, что "ребятам для выступления за сборную пришлось во время отпуска побросать семьи", и потребовал немедленно выплатить премиальные.
Позиция по финансовому вопросу у футболистов сборной была по-своему справедлива. Функционеры РФС постоянно откладывали его решение, и пытались так или иначе, ущемить интерес игроков. В итоге, Кирьяков, Харин и Шалимов, при молчаливом согласии остальной команды, в самый неподходящий момент раздули неприятнейший скандал. Скандал, который, не мог не сказаться на состоянии команды и ее выступлении.
При этом, финансовые разногласия, для некоторых игроков, по большому счету были лишь поводом. Шалимов позже пояснил, что размер выплат, на самом деле изначально не мог серьезно интересовать легионеров, которые в своих клубах получали несопоставимо бóльшие суммы. Нескольких смутьянов в команде не устраивало то, что Романцев не всегда включал их в стартовый состав. К тому же, некоторые из них на дух не переносили все, что связано со Спартаком, а Романцев был спартаковским тренером. Влияние этого фактора тоже нельзя исключить.
Сдвоенный фланг.
В распоряжении Романцева было два классных правых полузащитника. Под комбинационный футбол, в который в то время играла сборная России, больше подходил Карпин, нежели несколько прямолинейный Канчельскис. Но и отказываться от услуг такого качественного игрока, каким был Андрей, Романцев не решился. Он попробовал принять соломоново решение - сделал сдвоенный правый фланг. Эксперимент не получился, и в итоге, ни один, ни второй не проявили себя на турнире должным образом.
Карпин - свой для Романцева человек, и ждать от него подлянок тренеру не приходилось. Надо отдать должное и Канчельскису - он профессионально относился к делу, и лишь спустя какое-то время после турнира выпустил пар, высказавшись довольно нелицеприятно в адрес Романцева.
Тень погасшей звезды.
Игорь Шалимов был уже не тем игроком, который когда-то зажигал в Спартаке, Фодже и Интере. Романцев включил его в сборную. прежде всего в расчете на его международный опыт. Игорь применил этот опыт по-своему, став чуть ли не главным зачинщиком скандала в команде. На поле же игрок не показал ровным счетом ничего.
По прошествии лет, Шалимов, сам ставший тренером, высказал сожаление о своей роли в том скандале.
Форвард немецкого "Карлсруэ".
На взгляд автора, присутствие в сборной Кирьякова - главная ошибка Романцева, которая впрочем, не отменяет остальных. Сергей, судя по тем скандалам, в которые он иногда попадал и попадает, никогда не отличался особенным выбором в словах и действиях, если ему что-либо не нравится. Находясь в Англии в составе сборной, футболист за глаза обзывал и материл главного тренера, чему были свидетелями остальные члены команды. Кирьяков считал себя в той сборной звездой, которая лучше других, и уж точно лучше Романцева понимает футбол. Само собою, в отличие от тренерского штаба, этот игрок считал свое право на место в основном составе неоспоримым.
В матчах сборной, Кирьяков выделялся напористостью, и даже - нахрапом. Главным его минусом было то, что игрок слишком часто тянул одеяло на себя, нередко пренебрегая партнерами по команде. Возможно, кому-то этот аргумент покажется спорным. Но то, что Кирьяков не подходил под футбол Романцева, кажется неоспоримым фактом.
Началось с денег, кончилось всем остальным.
Споры о выплатах игрокам сборной велись еще задолго до начала турнира в Англии. Непрофессионализм функционеров РФС, имевших в то время все еще советский менталитет, не позволил им заранее решить все вопросы о размере и порядке выплат премиальных команде. Многие, из футболистов сборной чувствовали себя оскорбленными и обманутыми, а высокое самомнение и заносчивость некоторых из них, не позволяли им взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Недовольство финансовой составляющей, наложилось на недовольство некоторых игроков чисто футбольными вопросами. Кирьякову, Харину, Шалимову и, как выяснилось позже Канчельскису, не нравилось то, как видел состав сборной Романцев, а также его методы подготовки команды к турниру в Англии. В итоге о нормальном климате в команде не могло быть и речи.
В "группе смерти", в сложившийся обстановке, выжить не могли.
Группу, в которую попала сборная России, справедливо называли "группой смерти", что нашло подтверждение по ходу турнира. Сборные Германии и Чехии разыграли золото в финале, а сборная Италии, являющаяся в то время действующим вице-чемпионом мира, и сборная России, занимавшая на тот момент 3-ю строчку в мировом рейтинге ФИФА, после группового этапа отправились домой.
Выйти из группы сборная России могла только в случае идеально сложившихся обстоятельств, и удачи. Но как считает Романцев, удачи та сборная не заслужила.
Игру сборной России на Евро-96 рассмотрим в следующей статье.