Право, верно говорится, что все проходит и все заканчивается когда-нибудь.
Закончится и коронавирусная эпопея в конце концов наверное, однако пока что-то нет ощущения, что это чертов ковид собрался уходить: топчется, гад, на месте и собирает, собирает свой «урожай». Взгляните на «картинку»
Это текущая ситуация на сегодня, 28 июля 2021 года. Удручает. И очень.
Так что надежда на скорые снятия «ковидных» ограничений, подъем и восстановление экономики и быстрый рост потребительского спроса остается пока только надеждой. Надо победить эту общемировую напасть сначала.
И как же выживать малому и среднему бизнесу в это, так надолго уже затянувшееся, непростое время? В статье ниже подробнее рассмотрим текущую ситуацию, опыт выживания, основные идеи адаптации и общие рекомендации бизнес-сообщества и опытных экспертов.
Как изменилось потребительское поведение людей
Пока человек жив, он не перестанет быть человеком со своими мыслями, желаниями и потребностями в любых условиях. Меняется лишь поведение, привычки, «урезаются» (или наоборот) желания и потребности.
В текущей ситуации «ковидных» ограничений и существенного падения доходов также очевидно изменилось поведение людей вообще, в том числе и потребительское:
- люди, особенно старшего возраста, больше времени находятся дома. Поездки ⎯ только по крайней необходимости;
- стало более осторожное и ответственное поведение в общественных местах с соблюдением мер антиковидной безопасности;
- подавляющее большинство сограждан перешло на режим экономии и сместило свои приоритеты в сегмент менее качественных товаров;
- сформировалась привычка покупать продукты и пр. с запасом;
- выросли объемы и частота онлайн-покупок. Даже те, кто раньше не пользовался этой услугой ⎯ освоили;
- набирает обороты и становится массовой услуга доставки заказов на дом (от еды до самых разных товаров);
- на первом плане у людей товары первой необходимости (лекарства, еда, средства гигиены и безопасности). Дорогие покупки отошли на «потом» или на «задний» план;
- девальвация рубля и неопределенность будущего заставляют покупать валюту и прекратить все лишние траты до лучших времен;
- и т. д.
Мечтаю, что когда-нибудь я включу телевизор и услышу: «Сегодня ничего плохого не произошло. На Земле все прекрасно. Будьте счастливы!»
Главные проблемы малого и среднего бизнеса
Увы. Нет признаков «перелома» негативных тенденций. Главными проблемами малого и среднего бизнеса текущего 2021 года являются:
- продолжающееся падение потребительского спроса;
- отчаянный недостаток «дешевых» кредитов;
- серьезные перебои в деятельности контрагентов (партнеров), массовое невыполнение ими своих обязательств;
- неадекватное налоговое давление;
- запредельная проблема с доступностью сырья и комплектующих;
- несоответствующий реальной потребности поток наличных денег
Вышеназванные проблемы не придуманы «диванными» экспертами, а прямо вытекают из официальных исследований Счетной Палаты РФ и аппарата бизнес-омбудсмена (уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей) Титова. Кому интересны подробности ⎯ погуглите!
Помощь государства малому и среднему бизнесу: обещания и реальность
Помнится, государство, в преддверии уходящего 2020 года, озвучило свои намерения по поддержке малого и среднего бизнеса (правда, как-то куцо и фальшивато). И даже выпустило ряд постановлений. В том числе: снижении ставки кредитования, дальнейшем развитии программ отсрочек по налогам и взносам, прямом субсидировании, о невозвратных кредитах, отсрочках по арендным платежам и др.
Реальная жизнь показала и показывает несколько иную картину по заботе и помощи государства малому и среднему бизнесу. Райффайзенбанк провел свое исследование о мерах поддержки МСБ и выяснил, что этими мерами смогли воспользоваться только 20% бизнесменов: каждый четвертый не получил господдержку, потому что находился в отрасли, которой по мнению государства, не полагались субсидии, льготы и налоговые каникулы. Вот так!
Или получение льготного кредита ⎯ почти 90% обратившихся получали отказ, а правительство стало пересматривать программы субсидирования банков в сторону уменьшения доли своего участия.
Еще проблема ⎯ список ОКВЭД пострадавших от пандемии крайне невелик: изначально в нем было 9 отраслей, потом добавили еще 3, стало 12. До сих пор предприниматели не могут добиться его расширения. Государство не слышит, а точнее ⎯ не хочет слышать.
А добровольно-принудительная вакцинация, муссируемая государством. Эта «помощь» еще неизвестно куда уведет бизнес и нас всех.
Можно еще долго и много приводить примеры общих и частных проблем бизнеса, которые государство обещало помочь решать и решить, но реально всегда происходит одно и то же: «рассчитывай на себя и на настоящих и преданных друзей (счастлив тот, у кого они есть)». Как-то так.
Как выживать: практические рекомендации
Здесь приведем конкретные советы, пожелания и рекомендации, основанные на опыте, анализе, осмыслении и научном предположении пандемийного влияния на экономику, бизнес-процессы и поведение потребителей.
Вот они:
- стратегическая задача на выживание ⎯ максимально «ужаться», сократив все расходы (не фатально, конечно), сохранив доход и небольшой рост. Отдать на аутсорсинг то, что можно отдать (маркетинг, HR, бухгалтерию);
- перераспределите бюджет в наиболее эффективные каналы продаж, закрыв менее доходные. Эту работу надо быстро сделать после спокойной и продуманной аналитики, а не «наобум» по невероятно мощной интуиции;
- максимально сохраняйте персонал (оптимизируя структуру и состав и убирая явных «лишних»), иначе не с кем будет восстанавливаться;
- переведите на «удаленку» или смешанный вариант работы тех сотрудников или подразделения, которых можно. Плюсы очевидны;
- внедряте онлайн-торговлю товарами/ услугами. Вообще «переместите» себя (компанию) максимально в онлайн (ведь там сейчас «обитает» значительная часть ваших клиентов. Это уже понятно всем.);
- будьте «ближе» к своим клиентам. Осуществляйте доставку «на дом»;
- неустанно повышайте качество своего товара или услуг («останутся» в итоге те, кто лучше, качественней, кто больше думал о своих клиентах);
- ищите альтернативные площадки продаж, например, маркетплейсы или агрегаторы маркетплейсов. Размещайтесь везде, где вас может найти ваш покупатель;
- меняйте свое бизнес-сознание: все идет к тому, что вскоре более выгодно будет «работать» под конкретного заказчика, а не стремиться выдавать как можно больше продукции «на-гора»;
- «взращивайте» в себе и сотрудниках эмпатию, ведь если бизнесмен (и каждый менеджер) понимает чувства и переживания своего клиента ⎯ это ресурс для успешных сделок и роста бизнеса;
- неустанно учитесь сами и учите своих сотрудников. Жизнь идет не смотря ни на что: появляются новые товары, продукты, технологии и способы «подачи» себя и товара. Тот, кто впереди в знаниях, тот впереди и в своих возможностях. Аксиома.
Загляните-ка к нам на сайт Бойлерная. Мы не только профессионалы в обучении людей технике и технологии продаж и построению отдела продаж. Мы также сможем перевести ваш бизнес в онлайн, как перешли сами с начала пандемии, причем⎯ полностью! Всем составом! И не потеряли в эффективности. Смотрите наше предложение здесь. А здесь посмотрите отзывы наших клиентов. Звоните, пишите и не медлите!
Заключение
Вся история человечества сопровождалась периодами лихолетья, стихийных бедствий и всяких иных катаклизмов, а то и войнами и эпидемиями. Все это знают. В такие времена всегда возникала необходимость в сильных и смелых людях с железной волей и громадной энергией. Нынешняя ковидная эпопея ⎯ благо не война, но также требует от предпринимателей и бизнесменов мужества, терпения, настойчивости и оптимизма. «Выстоят» только такие!
Не падаем духом! Стиснем зубы и боремся! Победим! Удачи всем!