ГЛАВА 3. "ДИКАРЁНЫШ"
Про родителей на охоте, учителей на работе и систематическое недоочеловечивание
в почти фантастической повести по мотивам комментариев к многочисленным публикациям о школе, детях, учителях и родителях "Все дети рождаются дикими" без претензий на историческую достоверность и увековечивание автора.
***
Направление следования нашим героем было выбрано верно. Ну, а куда ещё, в принципе, мог бы пойти Тохин неандерталец в палеолите, если не к своим? Не в пиццерию же. Вскоре, действительно, издали стали доноситься приглушённые человеческие голоса. По дороге в колыбель цивилизации на незваного гостя, к его неописуемой радости, не напали ни саблезубые бел-конги, ни волнистые попузоны, ни "трубчатые" пцыцухоли, коим надо сказать "спасибо" за современные нам орга́ны, хотя причина тому - конечно, не гуманность: просто время от времени "турист" продвигался ползком, прикрывшись сухим листом какого-то первобытного растения. Антон отдавал себе отчёт в том, что вести беседу впереди могут совершенно не доброжелатели, да и выглядел он совсем не так, как местные, потому предусмотрительно не высовывался из кустов более, чем на пол макушки. Невыносимо хотелось есть и пить, но инстинкт самосохранения не одобрил даже маковой росинки в незнакомой местности (до выяснения, так сказать), потому приходилось терпеть. Мало того, вместо пробуждения генов обнаружилось в нём нечто неожиданное – первобытный страх, а он - сосед беспокойный: Тоха панически боялся быть съеденным, поэтому его слух и зрение обострились и истерически передавали в мозг сигналы "SOS", отчаянно вопили "HELP", призывали сию минуту возвращаться домой и, мягко говоря, недоумевали, почему отсутствует обратная связь (впрочем, если быть предельно честными, последнее иногда случалось и в наши дни, но когда... родителям подростка лучше не знать).
Так вот, в тени огромных деревьев, сплошь увешанных стеблями лилово-зелёных лиан, стояли трое: две первобытные женщины, одна из которых была явно чем-то раздражена, и мужчина с не слишком украшающими его шрамами. Антон понял, что происходит, только после того, как в кроне над ними что-то зашелестело. Это был дикарёныш неопределённого возраста с явными признаками недалеко ушедшей мартышки. Всё бы ничего, но он взгромоздился как раз над головой менее эмоциональной дамы. "Парящая" особь в разговоре не участвовала, транслировала релакс с полным отрешением от бренностей мира сего и, время от времени, лениво счёсывала на голову не замечающей его женщины блох.
- Безобразие! И да, я требую объяснений! Мой детёныш совершенно не очеловечивается! – выкрикивала, видимо, его родительница, явно не настроенная на диалог.
- Уважаемая, но вы же совсем не помогаете, даже мешаете его развитию… - вполголоса парировала дикарка, стоящая правее.
- Я?! - взвилась левая, как ужаленная полосатой рыбой-осой. - Я мешаю развитию?! Может, это Я его очеловечивать должна? А вы тогда на что?! Не думайте, это вам с рук не сойдёт! Я этого безобразия так не оставлю, я к вождю пойду! Это всё потому что мы шкуры на шторы не сдаём!.. Да-да! А ничего, что поборы запрещены, а вам то и дело что-то сдай: то глину помягче, то розги пожёстче, то листья покрупнее?!. Это я про ремонт ежегодный молчу... Дети под открытым небом учатся. Что мы «ремонтируем»? Апартаменты директора?! И ещё раз повторяю: не сметь привлекать моего ребёнка в качестве уборщицы! Учителя метлу держать разучились?! Пускай разомнутся, прочувствуют, что такое физический труд! Сидят тут, балду гоняют, а мы с мужем с охоты не вылезаем, чтобы прокормить семью, и на вас, дармоедов, по куску мяса в месяц в налоговую "отстёгиваем"!..
- Гоняем... - вздохнул первобытный дядя. - У нас своя охота…
Он явно заметил происки неразумного над головой коллеги, но внешне не удивился, просто зажал между пальцами крупный жёлудь и стрельнул в бочину висящего на лиане переростка.
Детёныш взвизгнул, вышел из нирваны, посмотрел на шрамоносца дичком и перескочил на не внушающую доверие ветку, а та недобро хрустнула и на полпути к стволу сбросила праздно шатающийся организм со своих плеч. Неочеловеченный спикировал в заросли гигантских колючек недалеко от притаившегося Тохи, выбрался оттуда и, как ни в чём не бывало, полез на соседнее древо.
- Уважаемая, все дети рождаются дикими. Чтобы детёныш развивался, нужно посещать всё, что предлагает школа. Сегодня ваш ребёнок присутствовал только на устном счёте и физкультуре, хотя главные предметы для очеловечивания – труды, музыка и рисование. Чего же Вы при таких пропусках хотите? Чуда?
- Это кто сказал, что они главные?! Я не считаю, что они главные! Бессмысленное времяпровождение! Дети и так перегружены! Лучше бы следоведению уделяли больше времени, копьеметанию и информатике!
- Кхе, кхе... - поперхнулся мужичок. - Помилуйте, уважаемая... До информатики ещё, как до космоса...
- Что, опять?! Да когда ж уже?! Одними "завтраками" кормите! В общем так: труды ваши нам не сдались (успеет, наработается!), в певцы мы не собираемся (птицы пусть поют), раскраски ваши - это для ... это для... Да какая разница?! Для грезящих музыкой и рисованием специализированные пещерные школы есть (самое место там для таких), вот только кусок мяса эти нахлебники в племя не принесут.
- Зато они точно не сожрут вашего детёныша, - парировала вторая женщина. - Цель очеловечивания – обрести иные смыслы жизни, чем пища и размножение. Мы же не животные. Творчество предполагает претензию на уникальность, оно - самовыражение, не требующее подражательства, это персональная свобода от штампов и благодатная почва для развития креативности. Человечество находится в процессе эволюции, самосовершенствования, оно ещё учится пользоваться имеющимися в его распоряжении опциями. Гармонично развитый человек способен самостоятельно сформулировать цели, к которым идёт, у него есть понимание, как добиться успеха даже не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. К чему стремится ваш ребёнок?
- Он мечтает стать таким же, как его отец и мать. Он будет великим охотником! Его дети не будут голодать, у них будет отдельная пещера с удобствами и такое же будущее. Не удивлюсь, если именно он, мой ребёнок, молодой, перспективный, с не затуманенным всякой белибердой взглядом на мир, станет новым вождём популяции. И у него будет фамилия! Громкая! Ясно вам?! Это «раз»! Теперь «два». Зарубите у себя на носу: нам вот этих ваших "претензий на уникальность" не надо, мы взяли и родили личность, и она будет заниматься исключительно тем, что ей интересно, и развиваться только в тех направлениях, которые мы, её семья, считаем необходимыми. Если школу такой расклад не устраивает, может сниматься со стоянки и кочевать в другое место. Мы никого не держим. Лишние умственные нагрузки – прямая дорога к психическим и физическим хворям.
- Надо же… А я думал, что это прямая дорога к сохранению и развитию интеллекта… - отрезонировал шрамоносец и неспешно потянулся за другим жёлудем. - Громких фамилий - пруд пруди. Достойных людей бы побольше.
- Это Вы на что сейчас намекаете?!
- Так идите на семейное обучение, - переключила на себя внимание правая женщина. - Чего вы от общеобразовательной школы-то хотите?
- Для начала спустите моего ребёнка с дерева!
- Опять двадцать четыре и один… - погрустнела неродительница. - Так вы не во́дите его на предметы развивающего цикла!.. Школа – не кружок по интересам. Программа по очеловечиванию выстроена таким образом, чтобы естественные процессы высшей нервной деятельности ученика получили максимальную поддержку извне в соответствии с потребностями растущего организма. Гибкость мышления невозможно развить, если те или иные участки мозга находятся в зачаточном состоянии. Ну, подумайте сами: Вы же на охоте пользуетесь полным комплектом пальцев, а ребёнка пытаетесь ограничить 10% имеющихся у него природных возможностей... За что? Ваши представления о его будущем субъективны. Времена меняются, мир меняется! Давайте не будем горячиться и забираться в мозг будущего вождя популяции без специализированного образования, давайте доверимся профессионалам, давайте успокоимся и ...
- Я - мать! И это Я родила этот мозг, и мне виднее, что там должно у моего ребёнка "поддерживаться извне"! Не хотите по-хорошему?! Ну-ну…
Тоха попытался найти глазами "виновника торжества", но тщетно. Пока взрослые вели длинные утомительные беседы, голопопая «личность» уже перебралась выше и стала наблюдать за копошившимися на берегу озера одноклассниками, с виду не слишком обессилившими на трудах, рисовании и пении. Дикарята изобретали плот и, в целом, выглядели вполне жизнерадостно. Сердце в груди смотрящего свысока предательски сжалось... Детёныша эмоциональной мамочки класс отверг. Увы. Детский коллектив, как и полагается "серой массе" неличностей, не приветствовал вхождения в её ряды самопровозглашённых лидеров, предпочитая назначать их самостоятельно. Что греха таить? Причиной этому были, конечно же, не глупость отверженного (на устном счёте он проявлял себя вполне неплохо) и не «шкуры на шторы», о коих при любом удобном случае вспоминала родительница, а его абсолютное неумение общаться на равных и искать компромисс между своими и чужими интересами. Мама не рекомендовала разменивать себя ни на что, кроме великого, неминуемо ведущего к семейным амбициозным целям, и строго следила за тем, чтобы никто за счёт её замечательного ребёнка в гору не поднялся, потому дикарёныш был переведён в энергосберегающий режим для другой, ещё не наступившей лучшей жизни. К сожалению, карьера взрослых – одна из главных причин нехватки времени на младших членов семьи. Не избежал подобной участи и этот ребёнок, потому он, пышущий физическим здоровьем и типичными для его возраста желаниями, был предоставлен самому себе: слонялся по лианам, пугал ему подобных потенциальных "вождей" и прочую живность, путался под ногами собирателей фруктов. Но дикарёнышу, как и любому детёнышу, хотелось ещё хоть какого-то внимания сверстников, поэтому мамина установка на "отойди от них, будь выше" всё чаще давала сбой, и "малыш" вновь возвращался домой битым оттого, что безуспешно пытался внедриться во вражеский стан в качестве эпицентра одной ему понятной игры или откровенной пакости… Родители были в курсе, что «избранный» оказался изгнанным, но причин к пересмотру семейных ценностей не видели, заглушая горечь досады потерпевшего бурным выяснением отношений с его "обидчиками" и финальным бонусом в виде очередной вкусняшки.
- Я не спрашиваю вашего совета. Мой ребёнок в школе уже третий сезон, а прогресса – ноль! Вы напрасно едите свой хлеб. Знали, куда шли! Не нравится? Вот вам молот, лук и скребок. Бизоны уже заждались! Разговор окончен. Ждите проверку. Не хотите работать? Заставим! Как же достали эти бродячие школы!..
Антон был приятно удивлён такому революционномыслию в первобытных трущобах, потому не сдержался и вальяжно поаплодировал, чем спровоцировал внимание охотницы: раздражённая родительница резко обернулась в сторону Тохиного укрытия и замерла, вглядываясь в куст, но, к счастью, ничего подозрительного не разглядела.
- Эй! – крикнула она небу, не найдя детёныша в кронах ближайших деревьев, и направилась прочь от не солоно хлебавших учителей. Где-то в стороне затрещали ветки, прогибающиеся под скачущим за матерью дикарёнышем.
- Доживу до выслуги - ни дня больше в этом "зоопарке" работать не буду... - подвёл итог беседы шрамоносец и кивком поторопил свою коллегу последовать примеру убывших посетителей.
Тоха рисковал снова остаться в гордом одиночестве, что в его планы точно не входило, потому уже набрался смелости выйти и открыто обратиться к аборигенам, но не успел...