Учителю в советской школе предписывалось использовать материалы партийных съездов на уроках. Были соответствующие рекомендации и, так сказать, «пожелания» от разных вышестоящих органов. Как уж это все воплощалось в жизнь – другой вопрос. Кто-то следовал инструкциям истово и с вдохновением, кто-то относился к делу формально, ради галочки.
Я об этом уже рассказывала – «О лицемерии в украинской школе».
Получила сердитые комментарии.
А и действительно, зачем бы мне врать? Совершенно незачем. Но допустить, что учительский опыт может существенно отличаться от школьных воспоминаний учеников, у комментаторов не получилось.
На моем учительском веку случился 27-й съезд КПСС, а работала я в школе, расположенной в самом центре города Николаева. Горком, райком, гороно, районо, облоно – рядом, в пешей доступности. С проверками к нам оттуда приходили часто, делали замечания, рассказывали, как именно учителям-предметникам надлежит использовать партийные материалы на уроках. Заметьте, не изучать – этого в школе не требовалось - а использовать.
Приблизительно так, как это было в учебниках. В школьных и вузовских. Во всех, без исключения.
Проиллюстрирую несколькими примерами из учебников тех лет.
Вот вузовский учебник педагогики.
А так в хрестоматии по русской советской литературе для 10 класса о двадцать пятом съезде партии
И даже в словаре литературных терминов ссылка на партийные документы тоже требовалась.
Так что соответствующее теме урока ритуальное предложение должно было быть в учительском конспекте урока обязательно. Другое дело – произносилось оно вслух или нет.
А в помощь учителю, чтобы он долго не рылся, были публикации о съездах-пленумах и речах в периодической прессе – центральной, местной, профессиональной.
Всегда ли учитель исполнял требуемое. Разумеется, нет, чаще всего тихо саботировал и проводил урок без «украшений».
Сейчас вот в тренде патриотическое воспитание и в украинской, и в российской школе. Концепции и законы на эту тему разработаны. Как их в жизнь будет воплощать конкретный отдельно взятый учитель, наверное, не знает никто из разработчиков таких документов.
Может, исполнит экспрессивно, как сделала украинская учительница в видео.
А кто-то выполнит задумку формально, без душевного порыва и подъема. Есть и такие опасения. Высказываются они, кстати, в российской прессе.
Интересно, что вспоминать и доказывать будут лет через тридцать нынешние ученики. Было у них такое или не было. Про съезды, видите, ученики восьмидесятых не помнят.