Мое утро началось в 6.50.
Это вообще не мое время, я не жаворонок просто ни в каком варианте. Но моему телефону на это наплевать. Наверное, что-то срочное.
Так и есть – обыск. Прямо у клиента дома. Хорошо, что сообразил позвонить. Отправляю туда адвоката – благо недалеко, и жду сообщений.
А там все развивается полным ходом. Там и следственное управление, и ФСБ, и кого еще только нет. Обыск провели, повезли на допрос. Адвокат, как понятно, туда же.
Я же сижу, гадаю: вроде бы и объем бизнеса совсем не большой, и особых грехов не замечали – может быть что-то по мелочи. Почему обыск дома, да еще и с участием органов госбезопасности?
Но тут появляется новое сообщение: другого клиента тоже взяли, тоже повезли по тому же адресу. Понятно, значит какой-то рейд. Причем я даже не подозревал, что эти клиенты между собой пересекались.
Я пытаюсь понять, почему второй передает мне сообщение в час дня, хотя обыск начался в половине седьмого утра, а в половине одиннадцатого уже повезли на допрос.
Потом выясняется, что звонили на офисный телефон (ну да, в половине седьмого-то) и направили письмо на офисный же почтовый ящик тогда же. И это при том, что есть моя визитка с мобильным телефоном.
Это все у людей, с которыми мы прорабатывали этот вопрос не далее, как этой весной.
В то же время первый, который слушал мой тренинг года два с половиной назад, вспомнил все основные действия и все сумел сделать вовремя.
В общем, первого выпустили вечером, второго – ближе к ночи. И то хорошо.
В общем, выводы можно сделать следующие.
Первое: главное качество в такой ситуации – стрессоустойчивость. Насколько у человека срабатывает рефлекс действий по умолчанию – это вопрос не столько давности обучения, сколько внутренней готовности к ситуации.
Единственное чем можно компенсировать растерянность – это простота и четкость необходимых действий. Чтобы не получилось как в анекдоте:
Учитель в классе:
— А теперь дети, я задаю вопрос, а вы отвечаете очень быстро. Сколько будет 2 плюс 8?
Весь класс:
— Очень быстро!
Не надо больших регламентов – просто сразу позвонить по нужному телефону. И да, этот номер должен быть под рукой.
Второе: повторять обучение все-таки надо. Тот клиент, который среагировал, постоянно читает напоминалки, которые я публикую в социальных сетях и в блоге. Но еще лучше периодически обновлять знания или навыки – всегда что-то забывается, и, кроме того, появляется что-то новое, актуальное.
И третье: масштаб бизнеса в части полицейских проверок не имеет решающего значения. Вы можете быть совсем маленькими, но проводить операции с крупными структурами, у которых соответствующие проблемы. Что, собственно, и произошло в этот раз.
Кстати, налоговики тоже стали обращать внимание на небольшие бизнесы. Но об этом в следующей публикации.