Латинская Америка всегда входила в сферу влияния США. Есть подозрение, что сами американцы воспринимают условную Мексику, точно так же как русский человек воспринимает Грузию. Пожалуй, в этом мы схожи с американцами. Ведь, как известно русский человек не делит мир на две части. Он делит на три. Для него есть Россия, постсоветское пространство и все остальные страны. Возможно американцы так же относятся к своим соседям. С той лишь разницей, что не очень-то хотят к себе пускать мексиканцев или колумбийских граждан. Тем и удивительнее когда кто-то под боком у Соединенных Штатов Америки начинает проводить свою собственную и независимую политику. Первыми на ум тут приходят естественно кубинцы. Фидель Кастро со своим другом Че сумели создать удивительный остров свободы под брюхом у США. Но всё же Куба это какая-то давняя история. Она происходит из тех времен, когда на планете было два исполина в лице Америки и Советского Союза. Сейчас же мир серьёзно изменился. Потому появление людей вроде Уго Чавеса меня поражает. Ведь он явно не мог рассчитывать на помощь Москвы. Нет, он действовал так, как подсказывал ему разум и сердце. Вот о нём сегодня и попробуем поговорить.
Родился будущий президент Венесуэлы в многодетной и небогатой семье. Семь детей было у его родителей, немало, да? После школы он поступил в военную академию, параллельно увлекался спортом, но не это сформировало его будущее отношение к власти и социальному устройству страны. По его собственным воспоминаниям неизгладимое впечатление на него произвёл «Дневник Че Гевары». Кто бы сомневался, что на юношу окажет влияние именно это произведение? Таким образом, будучи курсантом Уго уже симпатизировал левым движениям. Ну а, заложив фундамент, он постепенно всё больше склонялся к идеям справедливости и равенства. Но главное, что Уго пришёл к выводу, что именно военные могут сместить коррумпированное правительство и построить новую страну. К тому времени он уже читал и Маркса, и Ленина, и Мао Цзэдуна. Академию к слову окончил блестяще, входя в список учеников, у которых были самые высокие оценки.
Увлекаясь красными идеями с 70-х годов, Уго при этом отправился на службу. Кстати он проходил подготовку и как десантник. То есть мог бы 2 августа купаться в фонтанах вместе с нашими парнями. Дослужившись до капитана, Уго был переведен на место преподавателя в военной академии. Преподавательскую деятельность он использовал с умом, сея в своих курсантах идеи Боливара и пичкая их коммунистической идеологией. Естественно такая деятельность не прошла незамеченной, и начальство перевело капитана в глухую деревню, оставив там командовать небольшой частью.
В 1988 году Уго дослужился до звания майора и вернулся в Каракас. Тогда же к власти в Венесуэле пришёл Карлос Андрес Перес который обещал не следовать вашингтонскому курсу. Увы, но его слова разошлись с делом. Народ не оценил такой подмены понятий и вышел на улицы. Попытки мятежа были жестко подавлены, и Уго окончательно пришёл к выводу, что в его стране нужен военный переворот.
Однако ему пришлось прождать ещё несколько лет, и уже в звании подполковника он принимал участие в путче 1992 года. Силы на тот момент он не рассчитал. Его поддержало намного меньше офицеров, чем он рассчитывал и путч провалился. Отсидев в тюрьме, уже через год Уго отправился в агитационную поездку по стране. А заодно посетил ряд и соседних государств. В том числе и Кубу где познакомился с Фиделем Кастро. В соседней же Колумбии он полгода обучался ведению партизанской войны. К тому времени Уго пришёл к выводу, что смена власти ненасильственным путём невозможна. Олигархи и близко не подпустят его к выборам.
Тем не менее, в 1999 году он всё же занял президентское кресло без революции. Массовое разочарование в действующей власти и обнищание населения подтолкнули к нему миллионы избирателей. Победил он, набрав более 50% голосов. И на протяжении всей своей политической карьеры пытался вытащить страну из той ямы, куда её загнали капиталисты.
Добиться каких-то ошеломляющих успехов у Чавеса не получилось, но своим примером он показал, что не обязательно жить в русле вашингтонской политики. И естественно в Латинской Америке его наследие живо до сих пор. Ведь в последние годы антиамериканские настроения там набирают очередной оборот. Достаточно посмотреть на такие страны как Чили, Эквадор, Колумбию, Боливию и Перу. Более того есть нешуточные перспективы и у Бразилии стать левой. Хорошо ли это или плохо, вопрос дискуссионный, но очевидно, что миллионы людей по всему миру не разделяют идеи исходящие из Вашингтона. В Южной же Америке явно Уго Чавес сделал немало для формирования собственного мнения у жителей разных стран.
Сам он скончался в 2013 году, но дело Уго живёт. Ведь до сих пор, несмотря на все попытки американцев сменить власть в Венесуэле ничего не вышло. И сдаётся мне, такими темпами скоро вся Латинская Америка может выйти из-под их контроля. Хотя ещё четверть века назад такое казалось немыслимым. И смотря на пример Уго понимаешь, что далеко не всегда что-то решает большинство. Любому большинству нужен яркий лидер, готовый разделить со своим народом все горести и радости.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.