Талант молодого композитора развивался. Рахманинов добавился новых высот. В двадцать четыре года он стал дирижером в Московской русской частной опере и прославился. Однако далее отказался от должности и посвятил себя композиции.
Как уже известно из предыдущей статьи, ещё во время обучения в консерватории Сергей Васильевич был признан как одаренный композитор. Стремление творить и всеобщее признание только подстегивало Рахманинова к созданию новых произведений. 15 марта 1897 года была представлена Первая симфония. Сокрушительный удар по психике молодого композитора. Её не просто не приняли, многие видные музыканты того времени не стеснялись употреблять сарказм и насмехаться как над произведением, так и над автором. Цезарь Кюи писал: «если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Причина провала останется неизвестной навсегда. По одной версий виновен дирижер А.К. Глазунов, по другой петербургское общество, которое не понимало творчество Рахманинова. Точно известно одно – композитор погрузился в депрессию. В течение трех лет ничего не писал. Изредка давал частные уроки.
Такое состояние усиливалось любовными проблемами. В этот период он часто бывал в Игнатово, в окружении сестер Скалон. Влюбился в среднюю – Веру. Чувства были взаимными, но в 1899 она вышла замуж за друга детства. Это сильно ранило музыканта.
Сам Сергей Рахманинов женился 29 апреля 1902 года на двоюродной сестре Веры – Наталье Александровной Сатиной. Перед венчанием написал старшей сестре, Наталье Скалон: «Простите мне и пришлите мне подарок и пожалейте меня». В браке родилось 2 детей – дочери Татьяна и Ирина.
После выхода из депрессии появились Второй и Третий фортепианный концерт, турне по Европе, проявил себя как талантливый пианист и дирижер не только в России. Казалось, что все стало налаживаться. 7 ноября 1917 года прошла Октябрьская революция. Большевиков Рахманинов не поддерживал. Поэтому воспользовался возможностью уехать в Швецию, чтобы дать концерт. Больше на родину он не возвращался.
Он винил себя за многое. За то, что жил в спокойной Америке, пока на Родине шла война. За то, что был женат на одной, а любил другую. За то, что бросил мать и почти с ней не общался. Все это было в его душе, а снаружи были триумфальные выступления. Оклады позволили купить семье Рахманиновых скалу в Швейцарии. Он построил там имение в русском стиле, посадил березы. Это был маленький клочок России. Здесь им были созданы вершины творчества – Рапсодия на темы Паганини и Третья симфония.
Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 года. Гроб был сделан из цинка, чтобы в будущем его можно было бы перевезти на Родину. Этого так и не случилось. Однако в 50-е годы Ван Клиберн, который участвовал в Первом международном конкурсе пианистов имени П. И. Чайковского, привез из СССР горсть земли и высыпал её на могилу великого русского композитора, похороненного в США.