Полярный Урал, что же в нем может быть интересного? Да, абсолютно все: его относительно низкие, но могущественные горы, ледяные реки и бело-жёлтая палитра. Так я и думал, когда планировал очередное путешествие. Выбор пал на ЯНАО и его центр - Салехард и потрясающую гонку TransUral.
Путешествие началось с Шереметьево. Сразу же после работы я сел в такси и поехал. Рейс был ночной, лететь нам до Салехарда всего 3 часа, но при этом летают туда только 3 авиакомпании: Ямал, Победа и Utair. Билеты в обе стороны обошлись 25к с багажом. Поспав в самолете, наконец-то мы прилетели на место. Далее нас интересует железнодорожный маршрут Лабытнанги - Собь, который отходит от ЖД вокзала Лабытнанги. Что бы добраться до этого ЖД вокзала нам необходимо совершить 3 пересадки. Первым делом вызываем такси, здесь так же пользуется успехом приложения по типу InDriver, в которых Вы сами договариваетесь о цене поездки с водителем. На первом транспорте нам необходимо перебраться на паромной переправе через реку Обь, точнее ее русло. Паромы ходят каждые 20 минут. Далее, так же вызываем машину от парома и выдвигаемся в город. С недавнего времени стал курировать автобус №100, который позволяет вам не заморачиваться с заказом транспорта.
До поезда оставалось еще 4 часа, поэтому познакомившись с ребятами, мы выдвинулись гулять по городу. Город представлял из себя "cеверные" строения с яркими крышами. Забежав в магазин, мы удивились: из-за почти вечной мерзлоты и сложной логистики, фрукты и овощи стоят, как килограмм говядины в крупных городах.
Заплатили за билеты 500р. Погрузились в поезд в сидячий вагон плацкартного типа, я залез наверх и вырубился. Через 2 часа мы были на месте. Погода была облачная и надвигался дождь.
Поселили нас в списанные ЖД вагоны с печками и отдельно стоящей кухней. По поводу данных вагончиков, я бронировал тур "Всё включено", с участием в двух гонках, питанием и проживанием за 12к руб. Если рассматривать самостоятельный тур, то в интернете нашел только номер телефона Геннадия Петровича - заведующего туристической базой (Кому будет интересно пишите в личные сообщения, отправлю вам его), который сможет заселить вас на базу. В вагончиках не было удобств - туалет на улице, душа нет и даже нет интернета (От слова совсем, даже позвонить не выйдет, только через будку, либо спутниковый телефон), но эта отдаленность от цивилизации позволяет отдохнуть морально и отойти от "телефонной рутины". По началу было непривычно, но появилось много свободного времени.
Погуляли по станции, у Петровича можно так же за 4000р со всех, арендовать баню, чтобы помыться. Через реку идет единственный раздвижной мост, ключи от которого есть только у смотрителя базы. За какие-то скромные 150р он пускает вас на горнолыжный склон, по которому зимой катаются люди. Нам же повезло и в связи с забегом мост был открыт.
Придя в комнату, сразу упал без сил и уснул. Ночные перелеты забирают силы.
День 1
В данный день нас ждал забег на гору Поур-Кеу, высота горы 876 метров. Бежать пришлось по настилу изо мха и лишайника. Пробираясь вверх по камням и мху, постоянно наступая в глубокие лужи, я ощущал прохладу. Погода портилась, на половине пути до вершины полил дождь, видимость опустилась практически до 0. Передвигался по часам и треку от организаторов и вот он финиш. Самое сложное впереди. Так мне сказали волонтеры, когда я стоял и пил "живительный" чай, ведь начинался спуск. Промокший насквозь я выдвинулся вниз. Дорога была долгая - минут 20. Наступая на мох я чувствовал как в мои кроссовки заливается вода. После спуска немедля пошел в вагончик, где уже стояла очередь из желающих просушить обувь. Осознав, что завтра в первые 3км все равно будет брод, я покушал, сходил на брифинг 50 км и лег отдыхать.
День 2
Спал суммарно 16 часов, и вот, ранний подъем и старт забега на 50км. Когда я выбежал, меня встретила грунтовая дорога.
И вот пришла пора бродов с ледяной водой, начинает сводить ноги, но надо двигаться дальше. Суммарно за 5 км мы преодолели 4 брода (по одному из них долго бежали вдоль по центру). Спустя 15 км грунтовая дорога закончилась, перед глазами возник крутой подъем , градусов в 30, с сыпучими камнями.
По началу двигалось вполне спокойно, но с высотой увеличивался угол и появлялись более крупные камни, которые так и пытались вылететь из под ног и скатиться вниз. Пришлось перейти на позу - на четвереньках. Почти на самом верху, из под ноги вылетел камень и полетел вниз по склону, отпрыгивая от поверхности и набирая скорость. Бегущий парень успел увернуться, и камень с грохотом упал на землю. Переглянувшись он увидел мой испуг и отошел в сторону. Когда я долез до верха, и прошел 1 км, от туда открылся потрясающий вид.
Справа в горах виднелось небольшое голубое озеро, которое привлекало своим цветом к себе внимание, т.к сильно выделялось из желто-песочных пейзажей. Далее дорога проходила по курумнику - неустойчивые обломки скал, а точнее россыпь камней разных размеров. Некоторые камни доходили размером с мой рост, но самое занимательное было, что спасали от падения их камни размером с футбольный мяч.
Двигаясь пешком (бежать было очень тяжело) в гору, я посмотрел на карту, скоро меня ожидала длинная равнина по полю курума. Но перед глазами начал открываться вид нового озера.
Данное озеро было больше предыдущего и больше приманивало взгляд. Останавливаться и смотреть не было времени, поэтому сфотографировав на ходу я побежал дальше.
Преодолев поле курума и спускаясь вниз, перед глазами начали появляться белые очертания ледника Романтиков. Я ускорил темп, и вот я на месте. Вода ярко-голубого цвета и белоснежно чистые ледники приманивали своим взглядом и заставляли остановиться и фотографировать их с разных ракурсов. Покушав, выдвинулся дальше.
Дальше следовал новый брод, ледяная вода сильным потоком привела меня в чувства, 30 км за плечами, съев кофеиновую пластинку, я вышел на поле можжевельника. Под ногами были неустойчивые камни, покрытые можжевельником, передвигаясь по ущелью наверх, появилась связь. За 2 дня было много сообщений, но отвечать совсем не хотелось. Вдалеке я увидел оленя. Он, заметив меня, начал убегать в противоположную сторону. Поднявшись по ущелью и пройдя небольшой водопад я вышел на плато по которому двигался в сторону горы Рай-Из и заброшенной метеостанции. На плато начал подниматься ветер, спустя несколько километров я стоял у метеостанции и судорожно пополнял запасы воды.
Предстоял долгий спуск на проселочную дорогу. Спуск сначала проходил по заснеженному крутому руслу реки. Спустившись на 30 метров, я понял что пошёл правее и перед носом показался обрыв. Вернувшись, я пошел по натоптанным следам. Преодолев крутую часть, пошел плавный спуск в лесной массив по руслу реки. На дороге стояли представители МЧС и встречали с улыбкой спортсменов. Как говорили бегуны, далее нас ожидала грунтовая дорога, под спуск, по которой можно разогнаться и добежать до финиша.
Но в связи с погодой и постоянными дождями, ямы этой дороги залило водой и она превратилась в кошмар. Броды доходили до пояса, приходилось бежать аккуратнее, чтобы не пришлось передвигаться вплавь. Далее спуск в лес, и на фоне уже слышна встречающая музыка. Значит рядом финиш. Финишировали в поселке Харп и сразу же переодевшись, загрузились в автобус и выдвинулись в Салехард. Придя в номер, я помылся, лег на кровать и уснул. Маршрут гонки с сайта Nakarte me.
Полярный урал заманивает своей красотой, мне повезло, что я попал в организованную активность, но данные маршруты можно пройти либо проехать даже путешествуя пешим ходом. Передвигаются в основном на машине с большими подспущенными колесами.
Так как массив Рай-Из расположен на участке особо охраняемой зоны, то необходимо специальное разрешение. Для пешего туризма письменное разрешение не нужно. Общая протяженность маршрута до метеостанции из поселка Харп составляет 17км, до ледника Романтиков от метеостанции ещё 10 км. Если собираетесь в поход пешим, существует несколько грунтовых дорог, которые обозначаются на карте, придётся методом проб и ошибок узнавать, по какой лучше идти, так же всегда есть дорога до месторождения полезных ископаемых, по которой передвигаются вахтовики, и от ее разветвления до ледника пешим 7 км, но она на въезде оборудована КПП, а значит придётся договариваться о проходе и маршруте по ней. Если все же боитесь бродов, лучше арендуйте транспорт повышенной проходимости. Если смотреть готовые туры, поисковик в интернете выдаёт однодневный тур до ледника за 3000р, до вершины Рай-Из с ночевкой у метеостанции - 7000р. Выбирайте маршруты с умом исходя из своего опыта путешествий.
Перед самолетом я зашел в магазин, ради сувениров. Что-же везти от туда? Конечно Оленину в разных ее видах (колбаса, ветчина, окороки и т.д.) и рыбу.
До самолета дошел без болей в мышцах, пока летел в самолете я вспоминал это прекрасное событие. Полярный Урал завлек своей суровостью и красотой. Мое путешествие было больше беговым, но даже на бегу я успел осознать суровость данной природы: ледники, мощные курумники, дикие животные и ледяные реки - это то, что точно надолго оставят след в моей душе, и заставят меня вернуться в это места на более долгое время.