Батуми в последние десятилетия превратился в заповедник архитектурного постмодернизма. В первую очередь все обращают внимание на батумский «Колизей», но есть в батумских зданиях и не такие явные цитаты. Сегодня рассмотрим Государственный музыкальный центр.
В 2004 году было принято решение о реорганизации Батумского государственного театра оперы и балета, Государственного симфонического оркестра Аджарии, Капеллы Аджарии и Батумского государственного детского театра оперы и балета в Государственный музыкальный центр. С 2011 года музыкальный центр располагается в здании реконструированном архитектором Вахтангом Хмаладзе.
И первым зданием, которое стало прообразом музыкального центра Батуми является знаменитый Хрустальный дворец. Хруста́льный дворе́ц (англ. Crystal Palace) был построен в лондонском Гайд-парке в 1850—1851 годах к Всемирной выставке 1851 года. выстроенный под руководством Джозефа Пакстона, дворец вмещал до 14 000 посетителей. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в Сайднем (Sydenham), юго-восточный район Лондона. 30 ноября 1936 года Хрустальный дворец был уничтожен пожаром и более не восстанавливался. Дворец дал своё имя прилегающему району Южного Лондона, железнодорожной станции, комплексу телевизионных вышек и футбольному клубу «Кристал Пэлас».
Джозеф Пакстон, возведённый за свои заслуги в рыцарство, не был профессиональным строителем, он был садовником из Чатсуорта, имевшим практический опыт постройки крупных оранжерей. Идея Пакстона использовать модульные конструкции из деревянных рам, листового стекла, железных балок и чугунных опорных стоек позволила выстроить дворец в срок менее одного года, к тому же конструкция стоила относительно недорого.
Рациональная конструкция дворца опередила своё время, при этом в художественном отношении дворец опирался на европейскую архитектурную традицию: тройной неф и поперечный трансепт, как в готических соборах.
Впоследствии одноимённые хрустальные дворцы возводились для выставок в Нью-Йорке (1853), Мюнхене (1854), Порту (1865). Повсеместно строились гигантские стеклянные железнодорожные вокзалы.
Явно просматриваются схожесть архитектурных решений и внутри зданий.
Еще более интересная архитектурная цитата Батумского Центра искусств и музыки отсылает не просто к известному зданию, а именно к театру. Это здание немецкого театра «Большой Шаушпильхаус», построенное в центре Берлина по заказу объединения немецких национальных театров в 1919 году архитектором Гансом Пёльцигом.
Сравните колонну в интерьере Большого драматического театра в Берлине и колонны перед зданием Государственного музыкального центра в Батуми.