Найти в Дзене
Солонский Андрей

Государственный музыкальный центр в Батуми. Архитектурные цитаты.

Батуми в последние десятилетия превратился в заповедник архитектурного постмодернизма. В первую очередь все обращают внимание на батумский «Колизей», но есть в батумских зданиях и не такие явные цитаты. Сегодня рассмотрим Государственный музыкальный центр.

Государственный музыкальный центр в Батуми архитектор Вахтанг Хмаладзе
Государственный музыкальный центр в Батуми архитектор Вахтанг Хмаладзе

В 2004 году было принято решение о реорганизации Батумского государственного театра оперы и балета, Государственного симфонического оркестра Аджарии, Капеллы Аджарии и Батумского государственного детского театра оперы и балета в Государственный музыкальный центр. С 2011 года музыкальный центр располагается в здании реконструированном архитектором Вахтангом Хмаладзе.

И первым зданием, которое стало прообразом музыкального центра Батуми является знаменитый Хрустальный дворец. Хруста́льный дворе́ц (англ. Crystal Palace) был построен в лондонском Гайд-парке в 1850—1851 годах к Всемирной выставке 1851 года. выстроенный под руководством Джозефа Пакстона, дворец вмещал до 14 000 посетителей. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в Сайднем (Sydenham), юго-восточный район Лондона. 30 ноября 1936 года Хрустальный дворец был уничтожен пожаром и более не восстанавливался. Дворец дал своё имя прилегающему району Южного Лондона, железнодорожной станции, комплексу телевизионных вышек и футбольному клубу «Кристал Пэлас».

Хруста́льный дворе́ц. Лондон. 1851 г.
Хруста́льный дворе́ц. Лондон. 1851 г.

Джозеф Пакстон, возведённый за свои заслуги в рыцарство, не был профессиональным строителем, он был садовником из Чатсуорта, имевшим практический опыт постройки крупных оранжерей. Идея Пакстона использовать модульные конструкции из деревянных рам, листового стекла, железных балок и чугунных опорных стоек позволила выстроить дворец в срок менее одного года, к тому же конструкция стоила относительно недорого.

Хруста́льный дворе́ц. Лондон. 1851 г. (слева) Государственный музыкальный центр. Батуми. 2011 г. (справа)
Хруста́льный дворе́ц. Лондон. 1851 г. (слева) Государственный музыкальный центр. Батуми. 2011 г. (справа)

Рациональная конструкция дворца опередила своё время, при этом в художественном отношении дворец опирался на европейскую архитектурную традицию: тройной неф и поперечный трансепт, как в готических соборах.
Впоследствии одноимённые хрустальные дворцы возводились для выставок в Нью-Йорке (1853), Мюнхене (1854), Порту (1865). Повсеместно строились гигантские стеклянные железнодорожные вокзалы.

Хруста́льный дворе́ц. Лондон. 1851 г.
Хруста́льный дворе́ц. Лондон. 1851 г.

Явно просматриваются схожесть архитектурных решений и внутри зданий.

Государственный музыкальный центр. Батуми. 2011 г.
Государственный музыкальный центр. Батуми. 2011 г.

Еще более интересная архитектурная цитата Батумского Центра искусств и музыки отсылает не просто к известному зданию, а именно к театру. Это здание немецкого театра «Большой Шаушпильхаус», построенное в центре Берлина по заказу объединения немецких национальных театров в 1919 году архитектором Гансом Пёльцигом.

Сравните колонну в интерьере Большого драматического театра в Берлине и колонны перед зданием Государственного музыкального центра в Батуми.

Большой драматический театр в Берлине. 1918-19 архитектор Ханс Пельциг (Колонна)
Большой драматический театр в Берлине. 1918-19 архитектор Ханс Пельциг (Колонна)
Государственный музыкальный центр. Батуми. 2011 г.
Государственный музыкальный центр. Батуми. 2011 г.