Картина Гюстава Доре "Семья акробатов" попалась мне случайно, когда я листала один из каталогов. Яркие краски, прекрасная передача фактуры и атмосферы бродячего цирка. Но что это, что за трагедия разворачивается перед глазами зрителя? Давайте разберемся вместе.
На картине мы видим семью бродячих артистов: папа-акробат, мама выступает с собачкой и совой. На руках женщина держит маленького сына, голова которого вся в крови: он погиб, выполняя один из номеров. Мальчику всего 5-6 лет, но с самого раннего возраста его уже привлекали к выступлениям. Такова была жизнь бродячего цирка...
Все изображенные на сцене замерли в ужасе: и персонажи на первом плане, и животные, окружившие их, и другие артисты, которые смотрят на семью издалека. Картина яркая и сочная, как и жизнь бродячего цирка, только тело ребенка выделяется на общем фоне белым пятном: художник уподобляет его ангелу.
Мне сразу вспомнился рассказ Дмитрия Григоровича "Гуттаперчевый мальчик", который с детства производил впечатление и наводил невероятную тоску. Схожие эмоции я узнала в себе и при рассмотрении картины. Вспомним немного рассказ:
Судя по всему, Григорович сам был свидетелем трагедии или же ему очень красочно описали несчастный случай в цирке. А вот создатель картины Гюстав Доре видел гибель мальчика собственными глазами. Случай произвел на него сильнейшее впечатление, он взялся за работу и даже создал две версии картины, разница между которыми целых 20 лет!
Эскиз более мрачен, лицо страдающего ребенка - первое, что бросается в глаза. А его отец, сидящий в тени, напоминает беса, хоть мы и видим слезы в его глазах. Видимо, он отчасти и стал виновником смерти сына. Возможно, в эскизе художник хотел показать не только горе родителей, но и свое отношение к их поступку.
Он писал в своих воспоминаниях:
Он умирает. Я хотел изобразить растерянность в глазах родителей, которые превратились в настолько закаленных существ, почти зверей, ведь для того, чтобы заработать деньги, они убили своего ребенка и, убив его, они обнаружили, что, оказывается, они имеют сердце и пришло позднее раскаяние...
Художник считал, что отдавать маленького ребенка на цирковые выступления сродни преступлению. Ведь для циркачей главной задачей было привлечь внимание зрителей, поэтому номера старались сделать как можно более необычными и впечатляющими. Привлекали к выступлениям маленьких детей, животных, которые выполняли опасные для их жизни трюки.
Трагедии были частым явлением. И, как описывает в рассказе Д. Григорович, их всячески старались скрыть за веселой музыкой и смешными номерами... И самое страшное: это все было ради заработка и удовольствия публики. А значит герои картины буквально отдали в жертву своего сына.
Да, жизнь бродячих артистов не была простой. Хоть они и не голодали, но заработок их напрямую зависел от качества и оригинальности выступлений, расположения публики и ее достатка. Оправдывает ли это поступок циркачей - героев картины Доре? Или же это просто жизнь и ее трагедии, которых не избежишь? Такой вопрос задавал себе художник, об этом можем поразмышлять и мы рассматривая его работу...