Ксения пришла на консультацию к психологу. Конкретных проблем у нее не было, жизнь обычная, как у многих: муж, дети, работа, никаких особых горестей, как и особых радостей, нет. Несколько месяцев назад она стала замечать, что ничего ее не радует, но самое главное, что ее беспокоило, это постоянная не проходящая тревожность.
Причем эта тревожность не по каким-то конкретным причинам, а вот прямо какое-то постоянное беспокойство, которое точит изнутри. В общем-то она уже не выдерживала и пошла к психологу.
Сначала они познакомились, потом психолог попросил ее рассказать немного о себе. Она рассказала про мужа, про детей, про работу. Потом он спросил, с чем она пришла, в чем ей нужна помощь, и Ксения стала рассказывать об этом своем состоянии и постоянной, якобы, беспричинной тревожности.
Сначала специалист объяснил, что в текущее время, особенно после всех этих самоизоляций, страхов, подогреваемых постоянным сообщениями и сводками о заболеваниях, много людей просто стали впадать в депрессию, поддаваться унынию и тревоге.
И потом он задал один из тех самых вопросов:
— Скажите, а у вас всегда было это состояние тревоги, вот, например, в детстве, в юности вы ощущали это внутренне беспокойство?
И Ксения задумалась. Да, действительно, это состояние с ней всю жизнь, и в детстве она помнит эти тревожные моменты, когда не могла уснуть ночью и что-то терзало ее изнутри, и в юности это было, она писала тогда пронзительные стихи и как бы выплескивала таким образом все это на бумагу.
— Да, всегда. Но сейчас оно особенно сильное, и мне особенно плохо, а раньше так сильно это меня не мучило.
Тогда он пояснил и задал следующий вопрос:
— Да, я вас понимаю, тут накопительный эффект. Ведь вы говорите, что это у вас всегда, и в детстве и в юности было, конечно вы устали от этой постоянной тревоги, она накопилась и вы уже не вывозите.
— И что же делать, как мне с этим бороться?
— Понимаете, Ксения, в чем тут дело, это ваша особенность, и наша с вами задача не бороться с этим состоянием, а начать замещать его другим, когда вам хорошо, когда вы не тревожитесь. Расскажите мне, в какие моменты вас не мучает это состояние тревоги и беспокойства?
Ксения задумалась, потом ответила:
— Ну когда я сплю, когда занимаюсь спортом, когда хожу на массаж, когда путешествую и активно отдыхаю (хожу в горы, занимаюсь ориентированием на местности, плаваю). Еще когда работаю над каким-то интересным мне проектом, тогда попадаю в состояние потока и кайфую от работы. Еще когда общаюсь с друзьями. Вот.
Психолог улыбнулся и внимательно посмотрел на Ксению, ничего не говоря, выдержал паузу.
Ксения вдруг улыбнулась, в ее глазах читалась такая буря чувств:
— Черт возьми, а ведь и правда я уже давным-давно не делала ничего такого, от чего кайфую, отчего получаю отдачу, все как-то дом, быт, рутина, никаких путешествий, спорта, с друзьями не вижусь. Я теперь точно знаю, что мне нужно делать.
Через месяц Ксения случайно встретилась с психологом в торговом центре. Он ее даже не узнал, она буквально вся светилась. Она рассказала, что наконец-то занялась собой: стала как следует высыпаться, ходить в бассейн и на аэробику, сменила работу, раз в неделю встречается с друзьями. Через месяц собирается ехать в горы. В общем-то жизнь наладилась. Конечно, полностью тревога не ушла, но ее стало гораздо меньше, и она не так уже мешает жить.
По сути, она вытеснила тревожность теми занятиями, которые приносят ей удовольствие. Заместила ими свое беспокойство, вместо того, чтобы подавлять его.
Этот совет может показаться банальным: типа займись чем-то интересным и тревога уйдет. Но если подумать над ним с точки зрения не борьбы с тревогой и беспокойства, а именно замещения этих состояний другими, более приятными. Подумайте об этом, вам понравится. Вспомните, при каких занятиях испытываете радость и внутренний подъем.
Вот такая история. А как вы справляетесь с тревогой и беспокойством?