Данте Алигьери (1265–1321) был итальянским поэтом и политиком, наиболее известным своей Божественной комедией (ок. 1319), в которой он спускается через ад, поднимается в Чистилище и достигает Рая. По пути Данте встречает многих исторических персонажей, в том числе своего гида, римского поэта Вергилия (70-19 гг. до н.э.). Считается одним из величайших произведений средневековой литературы.
Поэт-новатор, Данте стал мостом между средневековой Европой и Европой эпохи Возрождения, поскольку фокус искусства и мысли сместился с религиозных дел на человеческие. Активно занимаясь политикой в своем родном городе Флоренции, он был, в конечном итоге, изгнан за свои взгляды, а именно его критикой злоупотреблением властью и коррупцией пап. Еще одним важным вкладом Данте в итальянскую культуру было продвижение тосканского диалекта, который в конечном итоге стал стандартом для итальянского языка.
Политическая жизнь
Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 году в семье среднего землевладельца. Его мать умерла, когда ему было всего семь лет, а отец умер, когда Данте был подростком. Будучи молодым рыцарем, Данте активно участвовал в битве при Кампальдино 1289 года между соперничающими городами Флоренцией и Ареццо и их союзниками. Две стороны конфликтовали из-за того, что одни поддерживали Папу (гвельфы), а другие - императора Священной Римской империи (гибеллины), противостояние, которое создало пропасть во флорентийской политике на более чем полвека.
Вернувшись во Флоренцию, Данте работал муниципальным чиновником и принимал участие в политике в период между 1295 и 1302 гг. В 1300 г. он был избран на престижную должность настоятеля города (один из семи). В отличие от правительства Флоренции, Данте хотел видеть свой город свободным от папского вмешательства, которое он считал морально коррумпированным учреждением. В дальнейшем он разочаровался в Риме после насильственного изгнания Папы в Авиньон в 1309 году.
Данте начал поддерживать амбиции императора Священной Римской империи, хотя его политическая приверженность менялась в зависимости от обстоятельств. Данте питал надежды, что Священная Римская империя восстановит христианский порядок в Европе. В этом он был безнадежно неправ, но он, по крайней мере, правильно предсказал, что споры между различными итальянскими городами-государствами приведут только к всеобщему краху.
Данте был фактически изгнан за свои политические взгляды в январе 1302 года. Как отмечает переводчик Д. И. Сэйерс в своем предисловии к аду (часть I Божественной комедии), Данте имел «три дара, мешающих карьере практического политика: некомпетентный нрав и непринужденный характер. пузырящийся язык и неприличное изобилие мозгов ». Данте был обвинен в массовой коррупции должностными лицами, принадлежащими к конкурирующей политической фракции. Обвинения были надуманными, но приговор был вполне реальным: сжечь на костре. Понятно, что Данте, возвращаясь из Рима, предпочел избегать Флоренции. Никогда с тех пор не поселившись ни в одном городе, Данте сначала отправился в Верону, а затем двинулся по центральной и северной Италии. Тем временем жена Данте Джемма Донати с тремя сыновьями и дочерью остались во Флоренции. Именно во время этого странствующего изгнания он написал свой шедевр «Божественную комедию». Данте так и не вернулся домой и умер от малярии в Равенне 13 сентября 1321 года.
Прозаические произведения
Письменные произведения Данте - это пьянящая смесь философии, политики и литературы. Они демонстрируют в своем панорамном включении многих областей знаний, таких как классицизм и библейские исследования. Также ощущается влияние его бывшего наставника Брунетто Латини (ок. 1220–1294гг.), знаменитого флорентийского ученого и государственного деятеля.
Данте написал политические трактаты, такие как «Монархия» (De Monarchia, ок. 1313г.), в которых размышлял о природе Бога и за это некоторые заклеймили его как еретика. «Монархия» критиковала коррупцию и безнравственность в папстве и предлагала, чтобы светская имперская власть управляла миром, который затем стал бы свидетелем новой духовной эры. Данте, сам набожный христианин, цитировал Библию в подтверждение своей веры в то, что Папа не должен иметь ничего общего с правительством и поэтому не имеет права выбирать, кто будет императором Священной Римской империи. Как Сам Иисус Христос сказал в Священных Писаниях: «Царство Мое не от мира сего». Папа был духовным лидером средневековой церкви, но, по словам Данте, не должен был иметь функции главы империи.
Поэзия
Данте писал стихи, в основном в духе средневековой куртуазной поэзии о любви и подобных темах. Именно Данте придумал название dolce stil nuovo (также известное как stilnovismo или «сладкий новый стиль»), описывающее этот жанр поэзии. Собственные страсти Данте, кажется, сконцентрированы на одной Беатрис Портинари, возлюбленной детства, которая умерла в 1290 году. Она появляется в его произведениях, особенно в качестве проводника в заключительной части Божественной комедии. Его самый знаменитый сборник стихов - «La Vita Nuova» («Новая жизнь», около 1293 г.), в котором темы безответной куртуазной любви сочетаются с элементами философии, в частности стоицизма. Данте посвятил «Новую жизнь» своему большому другу, коллеге-поэту и защитнику тосканского диалекта Гвидо Кавальканти (ум. 1300). Продолжением «Нвой жизни» было «Convivio» (Банкет), (1304-1307гг.), еще одна антология стихов и комментариев, раскрывающая любовь Данте к философии и его родному языку.
Данте вводил новшества с помощью terza rima, то есть стихов, состоящих из трех рифмующихся строк, - техники, которую лучше всего можно увидеть в его «Божественной комедии». Помимо художественных достоинств, поэзия Данте, написанная на народном языке, во многом способствовала развитию тосканского диалекта, который в конечном итоге стал стандартом в итальянской литературе и языке в целом. Однако словарный запас поэта не ограничивался тосканским и в своем творчестве он использовал слова из многих других итальянских диалектов.
Божественная комедия
Самым большим вкладом Данте в средневековую литературу была его Божественная комедия (La divina commedia), которая была написана между 1304 и 1319 годами, но широко не печаталась до 1472 года. Название «комедия» происходит от названия жанра, в котором произведения имеют положительный финал (или в данном случае, по крайней мере, не негативный). «Божественное» было добавлено к названию в середине 16 века из-за высокого уважения, которым эта работа продолжала пользоваться. Эпическая поэма разделена на три части, или канцони: Ад, Чистилище и Рай (Inferno, Purgatorio и Paradiso). Каждая часть состоит из 33 канти или эпизодов и есть одна вступительная песнь, в результате чего общее количество составляет 100. Каждая из 14 233 строк в ней состоит ровно из одиннадцати слогов, а рифма следует следующему шаблону в каждой группе из трех строк: aba, bcb, cdc и т. д. Сама по себе структура произведения представляет собой замечательное творение симметричной поэтической архитектуры.
Данте сам является центральным персонажем своей работы, когда он отправляется в «путешествие через гражданский ад, сельское, горное Чистилище и мистический астральный рай». Действие происходит в 1300 году на Пасху, Данте описывает персонажей, которых он встречает по пути в своем паломничестве, обычно реальных исторических личностей и их дела при жизни.
И вот я начал различать неясный и дальний стон;
вот я пришел туда, Где плач в меня ударил многогласный.
Я там, где свет немотствует всегда и словно воет глубина морская,
Когда двух вихрей злобствует вражда.
То адский ветер, отдыха не зная, Мчит сонмы душ среди окрестной мглы
И мучит их, крутя и истязая.
Когда они стремятся вдоль скалы, Взлетают крики, жалобы и пени,
на Господа ужасные хулы.
И я узнал, что это круг мучений для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений.
И как скворцов уносят их крыла, В дни холода, густым и длинным строем,
Так эта буря кружит духов зла
Туда, сюда, вниз, вверх, огромным роем;
Там нет надежды на смягченье мук
или на миг, овеянный покоем.
Как журавлиный клин летит на юг
с унылой песнью в высоте надгорной,
Так предо мной, стеная, несся круг
В «Инферно» и «Чистилище» содержится критика того, что Данте считал коррупцией папской власти. Действительно, некоторые папы оказываются в версии Данте «Ада», обвиняемые в том, что они пастыри, которые предпочитают золото своему паству. Там, в яме с папами, находятся духовенство, продавшее церковные должности и привилегии для личной выгоды.
Ад
Проводником Данте по различным уровням ада является римский автор Вергилий, избранный, возможно, потому, что он представляет классический разум, а также потому, что он тоже предвидел возвышение Рима, расцвет, который Данте надеялся увидеть в Европе под властью Священной Римской империи. В трясинах Ада, конечно же, оказываются грешники всех мастей и, помимо пап, ожидаемые злодеи, такие как Каин, первый убийца, и убийцы Юлия Цезаря. Есть даже восхитительное описание огромного сатаны с его шестью глазами и тремя ртами, пожирающего голову Иуды Искариота.
Италия, раба, скорбей очаг,
В великой буре судно без кормила,
Не госпожа народов, а кабак
Чистилище
Данте переходит в Чистилище, христианскую комнату ожидания загробной жизни, где те, кто недостаточно злы, чтобы быть заключенными в ад, лелеют надежду однажды достичь Небес. Здесь Данте-персонаж начинает свой процесс духовной реабилитации, в то время как Данте-писатель продолжает демонстрировать захватывающее дух тщеславие, помещая своих злодеев и своих героев туда, где, по его мнению, они должны быть в соответствии с их поступками в этой жизни.
Это безжалостная атака на политических соперников Данте и плохое политическое и моральное здоровье Италии на момент написания. Однако, в конце концов, на самом деле не имеет значения, точны ли оценки Данте, смысл этого раздела действительно в том, чтобы читатель более четко определил последствия в вечности своих действий в этой жизни.
Осуждение реальных людей в вымышленной сказке, безусловно, усиливает послание Данте. Это была стратегия, не лишенная своих последствий. Банкир Реджинальдо Скровеньи из Падуи, например, был печально известным ростовщиком и Данте называет его наихудшим примером греха ростовщичества и, возможно это побудило его сына Реджинальдо Энрико построить часовню Скровеньи, а Джотто (род. 1267 или 1277 - ум. 1337) украсил ее интерьер как своего рода покаяние.
Свет - только тот, который восприят
От вечной Ясности; а все иное -
Мрак, мгла телесная, телесный яд.
Отныне правосудие живое
Тебе раскрыл я и вопрос пресек,
Не оставлявший мысль твою в покое.
Рай
Наконец, поднявшись на вершину Чистилища, Данте достигает конца своего пути озарения, оказываясь в Раю, где его теперь ведет его потерянная любовь Беатрис. В этом разделе Данте размышляет о физических аспектах неба и размышляет об истории, теологии и космологии. Небеса полны света, кружащихся шаров и сверкающих драгоценностей. В конечном счете, Рай - это место надежды, поскольку Данте напоминает своему читателю о сути всего стихотворения: он или она тоже достигнет этого прекрасного места, если только они примут «Любовь, которая движет солнцем и другими звездами».
Божественная комедия сразу же стала популярной, так как сотни рукописных копий были сделаны и распространены по всей Европе. К ней было написано много комментариев и работа получила высокую оценку и продвижение в публичных лекциях таких литературных корифеев, как Джованни Боккаччо (1313–1375) и Петрарка (1304–1374). В конце концов, «Божественная комедия» стала неотделима от автора и стала называться просто «Иль Данте». Еще один импульс к его популярности пришелся на 1472 год, когда он был впервые напечатан. Успех продолжался и к 1600 году было напечатано 50 выпусков.
Наследие: Возрождение и не только
Печатное возрождение творчества Данте привело к тому, что он стал известен как «первый поэт эпохи Возрождения», хотя на самом деле между средневековыми флорентийскими произведениями и произведениями авторов 15-го и 16-го веков не было особой связи. Данте не был гуманистом, но его сочинения действительно начали смещать акцент с религиозных вопросов, которыми отмечен средневековый период, в сторону рассмотрения более земных дел с человечеством в центре. Конечно, интерес Данте к метафизике Платона и Аристотеля, его знание других классических авторов, таких как Цицерон и Вергилий, его военное участие в защите интересов своего города и, прежде всего, его несомненные нововведения в поэзии отражали многие из настроений эпохи Возрождения. Данте воспринимался как «человек эпохи Возрождения» и знаменитое издание «Божественной комедии» 1481 года даже содержало 18 иллюстраций Сандро Боттичелли (1445-1510).
Тем не менее, поэзия Данте подверглась некоторой критике, особенно из-за того, что использование им простого языка означало, что ей не хватало тонкости и утонченности, которые, как считалось, могла позволить только латынь. Кроме того, его выбор языка сделал определенные моральные, философские и научные идеи доступными для менее образованных читателей, не умеющих читать по-латыни, что даже в эпоху Возрождения считалось неподходящим и потенциально опасным.
Помимо литературы, Данте также оказал влияние на художников эпохи Возрождения, например, его видение ада вдохновило на создание многих работ, изображающих Страшный суд. Известный художник Микеланджело (1475-1564) мог наизусть называть отрывки из Божественной комедии. Наконец, сам Данте стал предметом искусства эпохи Возрождения, особенно в соборе Флоренции. Здесь, на картине Доменико ди Микелино 1465 года, поэт изображен стоящим с копией своей Божественной комедии перед холмом Чистилища и городом Флоренция.
Сегодня «Божественную комедию» продолжают изучать в колледжах и университетах по всему мир. Она продолжает озадачивать ученых широтой языка и глубиной тем и характеров. Как заявляет историк М. Вятт, это «стихотворение, которое не поддается классификации при использовании классических, средневековых и прото-ренессансных литературных условностей в самых разных лингвистических регистрах». Возможно, в этом заключается ключ к непрекращающемуся увлечению Данте и его творчеством.