Долгожданный выпуск «Истории одного жанра». Сегодня успокаиваемся и слушаем эмбиент.
Еще раз напоминаем. Тексты в рамках «Истории одного жанра» лишь в общих словах просвещают о том или ином музыкальном течении. Если вы хотите глубже изучить жанр, то читайте книжки или ищите документальные фильмы по теме. Эти тексты больше подходят для тех, кто только начинает знакомиться с направлением.
Эмбиент - жанр электронной музыки, в основе которого лежит идея, что все звуки вокруг нас являются музыкой (гул в метро, пение птиц, шум автомобилей и тд.). Характеристики - медленный ритм, атмосферное и тихое звучание, бессобытийность, отсутствие вокала и мелодий. Если говорить совсем просто, то эмбиент - коллаж из различных музыкальных и немузыкальных звуков.
Истоки - конкретная музыка, Эрик Сати, Джон Кейдж и минимализм, Стив Райх, spiritual jazz, ранняя электроника, краут-рок, арт-рок, альбом Canaxis Хольгера Шукая, альбом Music for Zen Meditation Тони Скотта.
Период расцвета - 90-е годы, десятые годы, наше время
Брайан Ино
Термин эмбиент ввел в обиход уроженец английского города Мелтон Брайан Ино. С 1971 по 1973 год он был участником популярной глэм-рок группы Roxy Music, где экспериментировал с разными электронными звуками. В июле 1973 Ино покинул коллектив из-за «творческих разногласий». На самом деле музыкант просто хотел уйти от поп-ориентированного звучания, что не понравилось лидеру коллективу Брайану Ферри. В период с 1973 по 1975 года Брайан забрасывает весь этот уже изрядно надоевший рок и окончательно углубляется в эксперименты. В 1975 году музыкант попадает в аварию и ему приходится некоторое время безвылазно лежать на кровати. Тут то и случилось чудо. Он слушал пластинку с сочинениями для арфы и из-за поломки оборудования она звучала очень тихо. Тут же он увлекся «меблировочной музыкой» Эрика Сати и сочинениями Tangerine Dream и Cluster. В итоге Ино сделала следующий вывод - музыка может вбирать в себя звуки окружающей среды и быть при этом медитативной и в хорошем смысле фоновой. Так на свет появился знаменитый альбом Discreet Music. Но есть и альтернативная версия появления иновского эмбиента. Он просто сидел в студии с группой Cluster и экспериментировал с магнитной лентой. Какая версия реальна? Никто уже и не задумывается. Далее Ино продолжил эксперименты со звукозаписью и к 1977 году окончательно оформилась идея эмбиента. В 1978 году Брайан выпускает сенсационный альбом Ambient 1: Music for Airports, который уже является классикой жанра.
90-е. Взрыв эмбиента
Альбомы Брайана Ино Ambient 2 (The Plateaux Of Mirror) 1980 года, Ambient 3 (Day Of Radiance) 1980 года и Ambient 4 (On Land) 1982 года имели успех у критиков и у публики, но сцену не сформировали. В 80-е годы эмбиент все еще был явлением андеграундным. Да, были Laraaji, Стив Роуч и ряд других ребят, но они довольно быстро ушли в новую производную эмбиента - нью-эйдж. А это уже совсем другая история.
В конце 80-х произошла хаус-революция и начался взрыв клубной сцены. И тут то эмбиент пришелся как нельзя кстати. Логика была очень простой. Молодежь всю ночь танцевала и периодически всем нужно было отдохнуть от громкой музыки. Именно поэтому в клубах начали появляться чилаут зоны, где можно было полежать/посидеть, а фоном играло что-то тихое и ненавязчивое. Так в 90-е начался эмбиентный бум. The Orb, The KLF, Aphex Twin, The Future Sound of London, Mixmaster Morris, Irresistible Force и другие прогрессивные англичане начали записывать целые эмбиентные альбомы. Все это даже имело коммерческий успех некоторое время.
Настоящее время
В 90-е и нулевые годы появилось и развилось много разных поджанров эмбиента - даб-эмбиент, эмбиент-хаус, эмбиент-техно, дарк-эмбиент и много чего еще. Сегодня этот атмосферный жанр снова в моде. Выходит много музыки, появляются лейблы, поп-продюсеры привлекают эмбиент-музыкантов для записи альбомов знаменитостей. Эмбиент всегда вокруг нас, надо лишь прислушаться.
Плейлист
С чего начать знакомство с жанром.
1. Brian Eno - 2/2
2. Steve Roach - Quiet Friend
3. Aphex Twin - Cliffs
4. Global Communication - 14:31
5. The KLF - Elvis on the Radio, Steel Guitar in My Soul
6. The Future Sound of London - Dead Skin Cells
7. Oval - Do While
8. Mixmaster Morris & Pete Namlook - Under Water
9. Oneohtrix Point Never - Sleep Dealer
10. claire rousay - peak chroma