В Кадошкинском районе за безвозмездную расчистку дороги в лесу в отношении руководителя сельхозпредприятия завели уголовное дело. Игорь Рогожин до сих пор не может понять, как добрый порыв обернулся «уголовкой».
Анастасия Видяева — корреспондент: «Эта дорога использовалась с начала прошлого тысячелетия, а за последние 30 лет она просто заросла. И вот снова здесь могут проехать и машины скорой помощи, и пожарные, и коммунальные службы. Надо сказать, что и бюджет жителей пополнился. Вместо 30 минут на дорогу уходит всего 7, следовательно, можно сэкономить и на бензине.»
Привести этот путь в порядок просили жители сразу 4-ёх сел. За 3 десятилетия езда по нему стала испытанием. Многие всё равно пытались сократить расстояние, преодолеть его сквозь заросли. В народе начали называть участок дорогой смерти, мечтая подарить ему вторую жизнь. Неспроста! Здесь значительно сокращается путь до райцентра. Местные жители обращались в разные инстанции, слышали один аргумент: потом. Тогда попросили помочь руководителя местного агропредприятия. Игорь Рогожин протягивал руку помощи не единожды: в 2019-ом благодаря ему была спасена из пожара вдова участника Великой Отечественной. Убирал несанкционированные свалки, но чиновники Минлесхоза обратили внимание именно на то, что мужчина расчистил вековую дорогу в лесу.
Румия Байбекова — житель села Большие Полянки: «Эта дорога необходима. Она нужна жителям нашего села, сёл Паёво, Глушково, Адашево Кадошкинского района. Он руководитель сельхопредприятия. У не работают более 15 жителей нашего села. Он человек надежный, честный, справедливый. Он поступил как дальновидный человек. Давайте спросим: когда строили через Адашево дорогу, там сколько леса загублено? Там кого судили?»
Рива Ризакова — житель села Большие Полянки: «Это самый честный и справедливый человек. Взял и сделал дорогу. Сколько просим, но дни обещания всегда. Моя бабушка в годы войны по этой дороге на быках возила молоко. В школу ходили. Этот человек сделал доброе дело!»
Рашидя Башмакова — житель села Большие Полянки: «По этой дороге ездили мои деды, отцы. Мой муж все время бульдозером чистил эту дорогу. Этой трассы раньше не было. Дорога широкая была, машины ездили, все ездили по этой дороге.»
Рима Альмяшева — житель села Большие Полянки: «Дай Бог ему здоровья. Он умный, честный, справедливый. Эта дорога важна. Сейчас пандемия, люди погибают каждую минуту.»
Объединились и главы поселений. Они также говорят народному герою «спасибо». Без его участия к работам бы не приступили, потому что в реестре автомобильных дорог местного значения она не значится.
Наиля Долотказина — глава Большеполянского сельского поселения: «Поэтому в бюджете у нас нет средств. Силами жителей мы бы не смогли восстановить эту дорогу. Когда начали строить федеральную дорогу, жители ко мне обратились, чтобы написала ходатайство. Мы попросили Игоря Александровича восстановить другую дорогу.»
Не зарастёт народная тропа! Невооруженным глазом видно, что дорога здесь была и раньше. По этому мосту прошло не одно поколение. Даже название соответствующее — «братский». Русские, мордва, татары — в далекие 40-е всех объединяло одно желание победить.
«Старые люди говорят, что по этой дороге ездили с Ковылкинского района. 4 километра — и мы уже находимся в райцентре. Это братский мост, братская дорога.»
«Мост есть. Сейчас утверждают, что дороги не было никогда.»
Неделю рабочие приводили тернистый путь в нормальное состояние. Для скорой — каждая минута дорога, поэтому и врачи отдают предпочтение этой дороге. За время работы съемочной группы «Вестей» здесь проехала не одна машина. Водители останавливались просто для того, чтобы поблагодарить Игоря Рогожина. За последнее время путь стал настолько обсуждаемым, что теперь сюда съезжаются даже из соседних районов, чтобы посмотреть, за что же на простого русского мужика возбудили уголовное дело.
Игорь Рогожин — руководитель агропредприятия: «Шок. Не мог представить, что за дорогу такое! Недавно житель села со слезами сказал, что во время войны отец зерно возил. Сотрудники полиции сказали, что ты нарушил закон. Получается, что грунтовых дорог нет в реестре. А сколько у нас в России сел, которые соединены грунтовыми дорогами? Есть постановление депутатов Кадошкинского района, где они сказали еще в 2010 году, что дорогу нужно перевести в класс дорог с твердым покрытием. Составлялась смета, стоимость была 79 миллионов рублей.»
Чиновники из минлесхоза проявили арифметические способности. Посчитали поваленные бульдозером деревья, их оказалось — 33. 13 кленов, 14 лип, вяз, ясень и дуб — между поселком Кадошкино и селом Большие Полянки ущерб оценили в 269 тысяч рублей.
«Давайте определимся, что дороже — 270 тысяч или безопасность трех сел?»
«Здесь 4-5 кубов общей стоимостью на 5 300 рублей. Потому что сломали, повредили это, теперь стоит 269 тысяч рублей. Это теперь храню как улику в уголовном деле.»
Тем временем даже местный лесник, который обратил внимание на происходящее, поражен тем, какое продолжение получила история.
Возместить ущерб и высадить деревья. Уголовное дело — это слишком.»
Николай Васин — начальник отдела государственного лесного надзора Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ: «Считаю, что надо было обратиться в лесничество. Ему бы показали границы лесного фонда. В дальнейшем данного факта можно было избежать. Получилось, что без нас решил почистить и залез на земли лесного фонда. Повредил деревья, которые располагались на земле лесного фонда. Ему мы бы показали границы, тогда никакого вреда бы не причинил.»
В настоящее время ведётся расследование. Игорю Рогожину грозит до семи лет неволи, либо штраф в размере до одного миллиона рублей. Тем временем жители предлагают посадить сеянцы, а Игорь Рогожин — привезти их и возместить нанесенный ущерб. Чем закончится история — расскажем в наших следующих эфирах.