Гений творит бессознательно, талант же творит рационально…
Работа художника всегда находится в процессе развития. Художник в течение длительного времени находил свои темы и разрабатывал язык форм. Такого развития у ребенка ещё не может быть. Ещё одно различие между живописью художника и живописью ребёнка - это свобода цели. Художник рисует для галереи и продажи, ребёнок - нет. У него живопись - самоцель.
В раннем детстве дети ещё не осознают цвета красок. Они даже не знают, что они оставляют следы с помощью карандашей и ручек. Во-первых, там только движение. Их ранние изображения возникают, как здесь, через "ударные каракули".
"Буря на листе": несколько позже возникают большие клубки, как в этом примере. Этот способ рисования также называется "круговыми каракулями".
Штриховка (линии) вперёд и назад, как вы можете видеть здесь в оранжевом цвете, называется "качающимися каракулями". На этом примере можно увидеть, что отдельные этапы развития не происходят изолированно друг от друга, а когда-то изученное появляется снова и снова.
Всё сразу: даже на этой картине всё ещё видны следы предыдущих этапов развития. В левом верхнем углу находятся точки "пульса", которые дети оставляют постукивая карандашом по бумаге.
Симфония в коричневом цвете: когда дети рисуют, цвета интересуют их меньше всего, как показывает этот "Большой клубок".
Мама, папа или солнце? Следующие этапы развития включают открытый, а затем замкнутый круг. Далее следуют осязательные тела. Круги с осязательными телами часто неправильно понимаются взрослыми как солнце. Этот рисунок, по-видимому, уже является "головоногим". Эти круги с лицом, к которым присоединяются руки и ноги, являются первыми фигурами, которые рисуют дети.
Птицы: долгое время рисунки ребенка свободно располагаются на листе, позже фигуры начинают контактировать с землёй. Как этот весёлый человек с птицами (в детстве мы рисовали их так же).
Руки вверх! Из свободно плавающих кругов с осязательными телами появляются руки с пальцами, держащими букет цветов. Точка внизу справа кажется пупком, поэтому мы больше не имеем дело с "головоногим".
Из замкнутых кругов возникают не только лица и руки, но и многое другое.
Угловатый дом: позже дети начинают объединять изученные основные формы в более сложные. Пример: этот дом из прямоугольников и треугольников.
Цвета радуги: детям неважно рисовать окружающий мир так, как он выглядит. Там радуга может быть черно-фиолетово-бирюзовой. Осознание того, что окружающий мир не может быть так легко реалистично раскрашен (и часто связанное с этим разочарование) приходит только позже.
Неужели мы должны вместе рисовать с нашими детьми? Родители с удовольствием могут рисовать, но прежде всего важно обеспечить детей качественным материалом (ручками, карандашами, красками) и хорошей бумагой.
Кстати, оценка детских картин считается "смертным грехом" среди педагогов(по призванию) - независимо от того, называете ли вы детские произведения мусором или объявляете их шедевром.
Узнаёте свои рисунки?